Корабельная сторона
Номер от 23 апреля 2009 г.

Авианосный имидж и кулак
По сообщению агентства «Francepress», Китай намерен разработать проект своего первого национального авианосца. Эта информация последовала после того, как министр обороны Китая Лян Гуанле сделал заявление о том, что его страна должна построить авианосец для того, чтобы «поддержать имидж одного из ведущих государств мира».

ЭТО высказывание министра вторую неделю подряд обсуждают военные специалисты ведущих стран мира, хотя официально министерство обороны Китая сразу же отказалось комментировать слова своего руководителя. Не тут-то было! Нашлись обозреватели с хорошей памятью, которые припомнили и других глашатаев китайской авианосной идеи. Так, в декабре прошлого года представитель министерства обороны Китая Хуанг Ксуэпинг якобы говорил: «Китай серьезно рассматривает возможность постройки отечественных авианосцев, которые позволят гарантированно обеспечить национальную безопасность и суверенитет на море». И ранее сразу несколько бывших руководителей Народно-освободительной армии высказывались о строительстве авианосцев вполне определенно. Адмирал Ху Янлин в начале марта 2009-го заявлял, что «наличие в составе флота авианосца станет символом могущества нации. Китай способен строить авианосцы и должен это делать». Бывший заместитель командующего ВМС вице-адмирал Джин Мао также в марте говорил о том, что «официальная информация о проекте создания национального авианосца будет объявлена в ближайшее время».

Иными словами, Китай решительно нацелился на строительство авианосцев. Теперь выясняется, что работы над проектами таких кораблей якобы ведутся в стране уже более 20 лет. Некоторые специалисты утверждают, что именно с целью изучения технологии их постройки Китай в свое время приобрел для себя авианосцы, выведенные из состава Военно-морского флота различных стран. Называются, например, австралийский «Мельбурн», приобретенный в 1994 году, а также советские тяжелые авианесущие крейсеры «Варяг» (в недостроенном виде), «Минск» и «Киев». Подспорьем в деле постройки собственного авианосца в настоящее время служит широкомасштабная программа модернизации ВМС Китая.

О прогнозах. Одни эксперты считают, что авианосец собственной постройки китайцы заложат на стапеле уже в этом году, а общее количество таких кораблей колеблется от двух до шести. На вооружение они должны поступить в период с 1015 по 2020 годы. Последнее утверждает известный ежегодник «Jane»s». А давнишний недруг Китая – Тайвань уверенно заявляет о том, что к 2020 году Китаю удастся сформировать первую авианосную группу из 11 кораблей.

Представляет интерес предположение о том, что оснастить свои авианосцы китайцы якобы намерены российскими самолетами Су-33, хотя и говорится, что в разработке имеются и свои палубные истребители проекта J11B.

В качестве верфи-подрядчика на строительство авианосцев чаще всего называют «Дзяннань» Китайской государственной судостроительной корпорации. Эта верфь является крупнейшей в стране и расположена на острове Чансин в устье реки Янцзы. На предприятии четыре крупных дока и три стапельные нитки.

Александр ПУТНИКОВ