Корабельная сторона
Номер от 23 апреля 2009 г.

Кто ты, помор? Живу я тут…
Более 70 жителей деревни Верхняя Золотица Архангельской области обратились к президенту России Дмитрию Медведеву с письмом, в котором призывают остановить «нарушения прав поморов и международных норм, касающихся прав коренных жителей побережья Белого моря на землю, воду, на доступ к водным биоресурсам». Копию обращения они направили губернатору области Илье Михальчуку и председателю областного собрания депутатов Виталию Фортыгину.

СИЛЬНЫЙ ХОД! В чем же проблема?

«Жизненно важным принципом федерального закона «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов» является учет интересов населения, проживающего на прибрежных территориях, – заявляет один из авторов обращения Федор Маракушин, которого цитирует «Bia-news.ru».

- Однако декларируемый принцип не получил развития ни в названном законе, ни в других нормативно-правовых актах. Более того, различные «рыбные» реформы ведут и уже привели к полному закрытию доступа поморов Белого моря к водным биоресурсам».

Местные жители жалуются, что на аукционах уже распределяются квоты на десять лет вперед, уже делят по конкурсу рыбопромысловые участки и претендовать на них могут те, у кого есть деньги. У разоренных хозяйств Белого моря, многие из которых сейчас находятся в стадии банкротства, таковых нет, и потому они сегодня вытесняются от рыбопромысловых вотчин, которые долгое время были основой для их социально-экономического уклада.

Не согласны жители поморских селений и с принятыми недавно в России правилами рыболовства, в которых много ограничений, тогда как в условиях кризиса нужно, напротив, упростить для местного населения доступ к водным ресурсам, чтобы оно просто сумело выжить. «Нельзя исконный промысел поморов приравнивать к спортивному или любительскому рыболовству», - считает председатель рыболовецкого колхоза Сергей Самойлов. И конечно, он прав.

Промысловики Беломорья считают, что необходимо ускорить принятие государственного закона «О прибрежном рыболовстве». И с этим тоже надо согласиться. Однако вопросы начинаются дальше, когда местные жители прибрежных сел Белого моря вдруг начинают требовать, чтобы вышеупомянутый закон основывался на… Декларации ООН о правах коренных народов и в нем должны быть учтены интересы поморов.

Какие народы? При чем здесь поморы? Вот и председатель рыболовецкого колхоза «Беломорье» Сергей Самойлов тоже сетует на то, что «поморы до сих пор не признаны коренным малочисленным народом» (?!), а в Архангельской области на правах общественной организации, оказывается, действует некая… национально-культурная автономия (!) архангельских поморов.

Почему жители побережья Белого моря решили причислить себя к «малочисленным народам», да еще и с претензией на автономию, действительно многим не ясно. С ненцами и карелами, как и с другими представителями финно-угорского этноса, вроде бы понятно – их предки жили здесь, в буквальном смысле, еще до пришествия Христа. А поморы? Откуда ведется счет их бытия? Ясно, что не от «великого переселения народов». Может быть, от пришествия новгородцев на Север? Так ведь от пришлых новгородских корней ничего не осталось, и в нынешних поморах числятся и потомки тех, кого в прошлом веке судьба забросила на побережье не только из других областей России, но и других республик Союза. Что ж, теперь они тоже «малочисленный коренной народ»? И чем такой «коренной народ» отличается от жителей любого иного района Архангельской области? Отсутствием выхода к морю? Вообще, какие критерии, кроме как «живу я тут», у понятия «помор»?

Родина, предки, национальность, место рождения есть дар Божий. Не спутать бы их в общественно-политическом запале.

Олег АНДРЕЕВ