Корабельная сторона
Номер от 16 апреля 2009 г.

Возвращение Игоря Белоусова
В самом начале апреля представитель главного штаба ВМФ России объявил о том, что в ближайшее время военным морякам будет передано новейшее океанское спасательное судно «Игорь Белоусов».

НА БОРТУ корабля, которое унаследовал имя последнего министра судостроения Советского Союза, будет расположен весь комплекс морских спасательных средств, включая вертолеты, подводные аппараты, барокамеры. В частности, говорят также о нормобарических скафандрах и аэромобильных подводных комплексах, закупленных у Великобритании. В помещениях судна будет смонтировано самое современное медицинское оборудование для оказания экстренной помощи подводникам, попавшим в аварийную ситуацию.

Корабль проекта 21300 был заложен в декабре 2005 года, его строительство завершается на «Адмиралтейских верфях» Санкт-Петербурга. Это крупное, по меркам аварийно-спасательной службы, судно – более 5 тысяч тонн водоизмещения, и строится оно после долгого перерыва, вызванного развалом СССР. Ранее наш ВМФ получал спасатели в основном со стапелей Николаева. Еще одной особенностью является то, что «Игорь Белоусов» многофункционален, и, в частности, может использоваться в работах по освоению шельфов и для проведения подводно-технических работ в мирных целях.

Факт появления в составе российского ВМФ такого корабля, как «Игорь Белоусов», безусловно, радует. В целом же, Министерство транспорта (то есть гражданское ведомство) до 2015 года намерено направить на обновление аварийно-спасательного флота страны 23 млрд рублей. О том, что Минтранс значительно увеличил финансирование строительства аварийно-спасательных судов, заявил на последнем расширенном заседании совета Росморречфлота заместитель руководителя этого агентства Игорь Захаров. В частности, вместо 37 есть планы заказать корабелам 46 кораблей и судов различной спецификации, но для единой службы спасения на море. Сегодня закончено проектирование всей так называемой линейки аварийно-спасательного флота, и ожидается, что первые суда из заказов программы будут введены в эксплуатацию в 2010 году. Кого осчастливят ими в первую очередь? Это тоже известно. Называют, в частности, ФГУ «Госморспасслужба», которое имеет структурные подразделения в морских портах страны. Учитывая предстоящую реформу внутренних водных путей России, структуры Госморспасслужбы начнут функционировать и на реках. Это вызовет еще большую потребность в аварийно-спасательных судах.

Средний возраст 64 действующих сегодня российских судов АСС - 24 года. Это очень много. К 2015 году из этого числа будет списано 36 единиц, тогда как общая потребность российских морских портов в аварийно-спасательных судах составляет 135-140 единиц.

Их может строить и Выборгский судостроительный завод, и Средне-Невский, и «Пелла», а также небольшие судостроительные предприятия Калининграда, однако заказы на океанские спасательные суда, конечно же, отдадут Балтийскому заводу или «Северной верфи». Впрочем, предстоит конкурс, который объявит Минтранс в мае этого года, а победителей его объявят в июле.

Олег АНДРЕЕВ