Корабельная сторона
Номер от 16 апреля 2009 г.

«Typhoon» достоин лучшей участи
Генеральный директор Севмашпредприятия Николай Калистратов обсудил этот вопрос с председателем Счётной палаты России Сергеем Степашиным, который на прошлой неделе побывал с визитом в Архангельске и Северодвинске.

РЕЧЬ ИДЕТ о тяжелых атомных подводных крейсерах стратегического назначения проекта 941 – по классификации НАТО «Typhoon», а в просторечии «Акула». Корабли этого класса – детище коллектива конструкторов Сергея Ковалева - самые большие подводные лодки в мире были построены на Севмаше в 80-х как адекватный ответ на угрозу США разместить свое оружие в космосе. В период горбачевской перестройки, как теперь считают многие, было принято опрометчивое решение сократить стратегическую составляющую нашего флота за счет этих уникальных кораблей. В настоящий момент три крейсера уже выведены из состава флота и утилизированы, головной корабль серии - ТК-208 «Дмитрий Донской» модернизирован для испытаний новых ракетных комплексов морского базирования. Не решена судьба двух подлодок - ТК-17 «Архангельск» и ТК-20 «Северсталь».

Ресурс этих кораблей еще не выработан, и генеральный директор Севмаша Николай Калистратов считает, что крейсера достойны лучшей морской участи, нежели прозябание в отстое или же в качестве учебно-тренировочного судна, как это случилось с ТК-20 «Северсталь».

Как следует из официального сообщения пресс-службы Севмаша, Сергей Степашин высказался за сохранение в составе российского флота тяжелых стратегических подводных крейсеров. Однако прислушаются ли к его мнению власть предержащие? В той же гавани, где пришвартована АПЛ «Северсталь», намертво стоит тяжелый ракетный крейсер «Адмирал Ушаков» (бывший «Киров»). В свое время Совет Федераций России тоже высказывался за его сохранение в боевом строю. И что же?! Сегодня у корабля отобрали не только будущее, но даже имя.

Олег АНДРЕЕВ