Корабельная сторона
Номер от 9 апреля 2009 г.

Горизонты Ивана Савченко
Родился 9 апреля 1919 года в селе Водено Запорожской области. На Севмаше работал с 1944 года после окончания Николаевского кораблестроительного института (судовые паровые двигатели и установки): строителем корабля, заместителем, а потом начальником стапельного цеха, с 1962 по 1974 год – главным инженером предприятия. Внес крупный вклад в решение проблемы акустической защиты АПЛ. Активно занимался созданием безопасных условий и улучшением быта работников на производстве, удостоен звания Героя Социалистического Труда и лауреата Ленинской премии…

ЗА ЭТИМИ скупыми строками из нескольких энциклопедических изданий кроется огромный созидательный труд талантливого инженера и организатора Ивана Михайловича Савченко. Ничего, к сожалению, не знаю о первых годах его трудовой деятельности. В суровое военное время он был одним из первых строителей кораблей. А идущим первыми всегда достается самое трудное. Не довелось общаться с ним и в то время, когда он руководил цехом 50. Наши встречи относятся к периоду шестидесятых годов, когда Иван Михайлович был главным инженером, а я – редактором заводской газеты «Трибуна рабочего».

Недавно, встретив Евгения Медяника, бывшего заместителя главного акустика, я поинтересовался, какова была роль Ивана Михайловича в решении задач по акустической защите подводных лодок? И услышал в ответ: «Огромная! Главный инженер сумел решить важнейшую проблему, добиться создания акустической службы и введения должности главного акустика на крупных предприятиях страны. А это дало возможность ставить задачи и перед проектантом, и перед заказчиком. В единый классификационный справочник ввели профессию оператора акустических испытаний, установили должности инженеров-акустиков трех категорий».

Бывший руководитель автоматизированной системы управления предприятием Евгений Добродеев вспоминает, как Иван Михайлович организовал учебу, объединив инженерную молодежь, склонную к науке. Заводские лаборатории стали выдавать научно-прикладные разработки, опережая отраслевые институты. Инженерный корпус предприятия он сумел сплотить в единый коллектив, очень много сделал для внедрения вычислительной техники.

Образно говоря, главный инженер мог заглянуть за горизонт, очень быстро и цепко хватался за любую новинку любого масштаба. То, что не требовало больших затрат, старался сделать сразу, без проволочек.

В те годы, когда в сознание производственников настойчиво внедрялось понятие технической эстетики, Иван Михайлович как-то показал мне рисунки с изображением мальчика и девочки. Такие картинки он увидел в Москве на дверях одного солидного учреждения вместо привычного для нас обозначения «М» и «Ж». Меня он попросил заказать клише, которые изготовлялись в Архангельске. С помощью этого клише предстояло размножить рисунки и закатать их в пластик, что и было сделано.

Конечно, с помощью технической эстетики решались и многие более сложные задачи. По всему предприятию переплеты окон, стены, колонны и прочие металлоконструкции перекрашивались в светлые тона, вместо покрытий из деревянной шашки в цехах появились мозаичные бетонные полы. В главном стапельном цехе взамен маломощных ламп накаливания, мерцающих далекими звездочками где-то под крышей, зажглись ртутные светильники. Мощные вентиляторы погнали с улицы свежий воздух.

Главный инженер после долгих хлопот добился направления на Севмаш двух выпускников художественного училища имени Мухиной. На завод приехала семейная пара художников – Валерий и Нелли Таргонские. С их помощью при активном участии главного архитектора Виктора Петрушина заводская территория преобразилась. По проекту создавались оригинальные цветники, привлекательно выглядела наглядная агитация.

Уехав в Ленинград, Иван Михайлович Савченко проработал руководителем научно-производственного объединения «Ритм» почти десять лет. Пенсионером союзного значения он был всего несколько месяцев и скончался 7 апреля 1984 года, не дожив два дня до своего шестидесятипятилетнего юбилея.

Александр БУРЛОВ