Корабельная сторона
Номер от 26 марта 2009 г.

С юбилеем, товарищ адмирал!
Самому известному северодвинскому подводнику Вадиму Березовскому – 80

Впервые Вадима Леонидовича Березовского я увидел на снимке из семейного альбома Игоря Васильевича Игнатьева, одного из тех специалистов, кто в свое время ходил на испытания К-137 – головной нашей ракетной атомной подлодки второго поколения: на верхнем мостике группа людей, человек пять-шесть, гражданские и военные. Среди них, помнится, были заместитель командующего Северным флотом Александр Петелин, главный конструктор Сергей Ковалев, кажется, еще кто-то из сдаточной команды. И вот какая деталь…

Наверное, фотограф делал этот снимок на завершающей стадии испытаний – у всех радостное, приподнятое настроение. И только на изможденном лице командира капитана I ранга Березовского читались муки бессрочной бессонницы и невыносимая усталость от всех передряг.

Подводный корабль несет в своем чреве экипаж. Командир же его несет на своих плечах всю ответственность за корабль, а еще и за жизнь, судьбу каждого из экипажа. Тяжелая это ноша. Березовский с нею справился. Какой ценой, смысла нет описывать – ее знает лишь он сам да Господь Бог! Скажу лишь: это правда, что большинство командиров того, уже канувшего в Лету советского подплава шли в запас или в отставку с больным сердцем.

В юности, в самом начале флотской карьеры у него был выбор – идти на надводные корабли либо в подплав. Он оказался одним из немногих, кто выбрал тогда подплав. Однажды, возвращаясь к этому эпизоду жизни, Вадим Леонидович рассказал:

- Мы проходили практику на третьем курсе на противолодочных кораблях. Как-то выполняли задание на «бобиках» - «больших охотниках» по поиску и уничтожению «Щуки». Она крутилась под водой в бухте, где глубина метров 60-80. Кинулись за ней тремя кораблями, шуровали-шуровали, долго так… Я за штурмана отрабатывал и все маневры видел. Так и не нашли эту лодку, как пропала! Подали условный сигнал – три гранаты за борт. Лодка всплывает из пучины, мокрая, в пене. Из люка выходит командир и так посмотрел на нас, салаг, как солдат на вошь не смотрит. А во взгляде – и не понять толком – сила, презрение, мощь, уверенность вечного победителя. Я понял: подводная лодка – это главная сила на море, как ни крути…

А на подводной лодке, напомним, главный – командир. Такими командирами, как Березовский, мы можем гордиться.

Сотрудники «Вечернего Северодвинска» и «Корабельной стороны» присоединяются к поздравлениям в адрес адмирала Березовского.

Олег АНДРЕЕВ