Вторая мировая война - неиссякаемый источник вдохновения для кинематографистов. На сей раз обратились к эпизоду, широко известному в Германии, но не у нас и не в Америке. Фильм «Операция «Валькирия» (оригинальное название – «Валькирия») посвящен Июльскому заговору 1944 года, который ставил целью убийство Гитлера и смену власти в Третьем рейхе.
В ЗАГОВОРЕ участвовал целый ряд немецких высших офицеров, а покушался на Гитлера полковник Клаус фон Штауффенберг. Естественно, он и находится на первом плане в этой американо-немецкой картине – соло Тома Круза. Режиссер - Брайан Сингер, занимавшийся ранее такими проектами, как «Люди Икс» и «Возвращение Супермена».Когда Том Круз приезжал в Москву, он говорил, что и «Валькирия» приключенческий, а не историко-биографический фильм. Дополним артиста: это все же не кино про суперменов – другой тип героя, другой тип зрелища. В Германии картину упрекали в том, что полковник Штауффенберг приподнят, обелен, хотя антифашистом был не всегда, - иными словами, упрекали именно за суперменство. Несправедливо. Героя никто не обеляет, просто фильм сосредоточен не на эволюции взглядов Штауффенберга, а на его действиях, причем в короткий промежуток времени. И зрителю предложено оценить эти действия, оценив тем самым героя со товарищи. Кстати, не делают они никаких фантастических трюков – из спецэффектов в фильме только налет авиации союзников, едва не убивший Штауффенберга, и собственно взрыв – покушение на Гитлера. Внимание зрителей питают волнения и превратности заговора. Даже досадуешь на очередную подножку, которую случай выставил заговорщикам, - как будто может быть иначе!..Суперменства в картине не чувствуется. Другое дело – поэтический ореол вокруг событий. Он уже в названии. «Валькирия» не только некий мобилизационный план, которым к своей выгоде хотели воспользоваться участники заговора. Это еще и мифологический персонаж, одна из дев c лебедиными крыльями, кто распределял в битвах победу и смерть и уносил павших героев на пиршество богов. В доме Штауффенберга, разумеется, заводят пластинку с вагнеровским «Полетом валькирий». Штауффенберг со товарищи и оказываются в итоге теми павшими героями. В таком контексте пресловутые случайности воспринимаются как рок, смерть – как награда, ведь мятежники не увидели того, чего действительно страшились и пытались избежать, - Германии разгромленной, растоптанной, пусть и заслуженно. Победивших в июле 1944-го рок тоже не пощадил, но сравните смерть Штауффенберга и жалкую смерть Гитлера.«Валькирия» не великая картина и тем не менее оставляет послевкусие значительности. Она является уроком мужества, уроком отстаивания найденной правды. Вырвав зрителя из глупой суеты повседневности, вернув его в пору великой войны, она задает бытийные вопросы: ради чего живешь? во что веришь? на что способен?..Приключенческий жанр нет-нет да и выкинет сюрприз.
Программа тридцати телеканалов! В том числе, по просьбе читателей, «TV 1000 Русское кино», «Спорт Плюс» и ДТВ. Анонсы наиболее интересных передач и фильмов. Новости телевидения. В продаже уже со среды!