Корабельная сторона
Номер от 29 января 2009 г.

Ткнули пальцем в море
Проект аванпорта для Архангельска нарисовали в Нижнем Новгороде. Впервые о планах создания глубоководного порта в районе острова Мудьюг было заявлено в журнале «Морской флот» лет десять назад. Автор статьи предлагал провести дноуглубительные работы в северной части Сухого моря, построить там причалы, подвести к ним железнодорожную ветку. Идея показалась интересной, поскольку в этом случае отпадали сразу три проблемы, которые всегда были серьезным препятствием для развития Архангельского порта - узкий и длинный фарватер от лоцманского буя до причалов, ограничение осадки судов, необходимость использования ледоколов с ноября по май. Однако дальше публикации дело не пошло.

В ПОСЛЕДНЕЕ время снова стали говорить о современном глубоководном грузовом районе для порта Архангельск. Причем слова звучат на самом верхнем уровне областной власти: глава администрации, его ближайшее окружение в средствах массовой информации убеждают, что реализация идеи в жизнь поднимет вес старейшего порта России, даст огромный прирост финансовых средств в регионе, обеспечит занятость и весьма приличный заработок нескольким тысячам северян.

Недавно довелось ознакомиться и с проектом строительства, который был разработан «Поволжской логистической ассоциацией». Он так и называется: «Глубоководный район «Северный» Архангельского морского торгового порта». Проектанты, во многом повторяя публикацию в «Морском флоте», высказывали положительные стороны новостроя: порт будет расположен в пригороде Архангельска и вблизи от существующих транспортных коммуникаций, у акватории новой гавани окажутся достаточные размеры для захода больших транспортных судов, прилегающая местность свободна от застроек. И еще немаловажная деталь, дескать, порт уже защищен от моря естественными преградами: Никольской косой, островами Мудьюг и Голая Кошка.

Место и в самом деле выбрано благоприятное для судоходного фарватера: десятиметровая изобата проходит всего в трех километрах от места, где намечено создание разворотного бассейна, а пятнадцатиметровая глубина всего в 10 километрах. То есть требуется дноуглубление канала длиной всего-то пять миль. Далее разработчики проекта нарисовали радужную картину будущего порта. На 17 будущих глубоководных причалах (сейчас здесь стоит деревенька Кадь) станут швартоваться суда дедвейтом до 75 тысяч тонн. Грузовая база на первоначальном этапе обеспечит обработку 28 млн тонн груза, среди которых 17 млн тонн составят контейнеры. Будут построены шоссейная и железная дороги, протянут нефтепровод. В перспективе можно увеличивать грузооборот до 50 млн тонн. В зоне порта можно построить не только промышленный и жилищный, но и развлекательный, и сервисный центры из расчета на девять тысяч потенциальных работников.

Основа же для деятельности грузового района - введение в строй железнодорожной магистрали «Белкомур». В частности, к 2014 году намечают проложить 1250 километров дороги, которая соединит Среднюю Сибирь, Пермский край с Северо-Западом. Также в проекте сделана ссылка на информацию о том, что в марте 2007 года решением правительства России строительство порта включено в концепцию развития региона. Деньги на это, безусловно, очень дорогостоящее мероприятие проектанты рассчитывают получить у инвесторов. Названы в документе и точные цифры затрат на дноуглубление, создание инфраструктуры, транспортные пути. Получены они не простым арифметическим путем, а с учетом опыта подобных новостроек в Финском заливе, в Усть-Луге и Выборге.

Понятно желание узнать о проекте еще больше и поконкретнее. Поэтому я обратился к тем, кто живет на месте намечаемого строительства. Глава администрации муниципального образования «Патракеевское» Любовь Колпакова:

- У нас нет никаких конкретных данных. После выступления в СМИ руководства области мы попытались выяснить, когда и где начнутся работы. «Не опережайте события», - был ответ. Понятно, что перспектива строительства, если она имеется, то не ближайшего будущего. Безусловно, железная дорога, по которой будет ходить электричка до города, нас только порадует. Сегодня попасть в Архангельск для наших жителей огромная проблема. Но, конечно, не может не беспокоить другая сторона. Как изменится характер Сухого моря, когда вместо мелководного залива появится глубокая яма? Куда вывезут горы грунта? Как повлияет на экологию местности создание большого нефтехранилища, не станет ли вода в заливе отстойником мазута? Не следствием ли шумихи вокруг нового порта стала разрешена вырубка леса возле самой деревни?

Следующий собеседник - председатель рыболовецкого колхоза «Красное Знамя» Лев Селянинов:

- Информации о строительстве нам не давали. Более того, на местности никто из проектантов не побывал. Ткнули пальцем в карту, как в небо, мол, вот удобное место. Прежде чем в кабинетах решать жизненно важные для поморов вопросы, с ними никто не посоветовался. Между тем в районе Никольской Косы и Голой Кошки расположены рыболовные участки колхоза, по берегу - сенокосные луга. То есть наша хозяйственная деятельность от такой стройки серьезно пострадает.

Ясно, что проект, созданный в далеком от нас Нижнем Новгороде, нуждается в детальной доработке. Корректировка ждет и статью расходов: приполярная тундра совсем не балтийский берег, на болоте ни причалов, ни складов, ни дорог не построить. Гидрологические исследования могут открыть немало сюрпризов и для дноуглубителей. Есть сомнение, что какой-нибудь инвестор сегодня готов вкладывать деньги в предприятие, у которого столь туманная перспектива. И наконец, предположим, что аванпорт построен и начал работать. Невольно вспоминается печальный пример жителей Зимней Золотицы. Когда в верховьях одноименной реки начались разработки добычи алмазов, Анатолий Ефремов - в то время глава областной администрации - клятвенно обещал: «Деревня будет жить другой жизнью, не зная проблем ни с транспортом, ни с обеспечением». По хрупкой северной природе тут же ударила тяжелая промышленная техника. А слова бывшего губернатора и по сей день остаются пустым звуком. Не окажется ли теперь и Патракеевка точно в таком же положении?

Анатолий МАКАРЕНКОВ