Корабельная сторона
Номер от 22 января 2009 г.

С оценкой в две «пятерки»
Встреча выпускников Архангельского мореходного училища (АМУ) 1973 года прошла в ряду традиционных – такие встречи проводятся среди бывших курсантов с момента основания музея АМУ. Вообще-то, моряки, вследствие специфики своей работы, встречаются редко. Идут по морям разными курсами, мелькнет на горизонте мачта судна, на котором несет вахту однокашник, считай, повидались. Хорошо, если выручит радиотелефон...

НА НЫНЕШНИЙ сбор из 95 судоводителей, закончивших обучение 35 лет назад, в музее собрались двадцать моряков. Тут же выяснились совпадения: совсем недавно на мостике теплохода «Капитан Глазачев» Василия Кирякова сменил наш сокурсник Алексей Ботыгин, Александр Плосконосов передал теплоход «Aspen Arrow» тоже нашему однокашнику Сергею Быкову. Пришли начальник смены портового контроля Валерий Углов и капитан буксира «Викинг» Александр Привалов, они оказались в этот день на дежурстве, но выкроить два часа для встречи все-таки смогли. Как уже повелось, директор музея Геннадий Попов напомнил историю создания училища, рассказал о людях - гордости Архангельского мореходного.

Встреча однокашников затянулась до позднего вечера. Говорили о многом, темы, которые нас волновали, самые разные. Анатолий Артемов: «Много раз убеждался, что моряки - лучшая часть населения, а лучшие среди них - северяне». Виталий Тыкин: «Мне досталась работа в самой дальней точке СССР - в бухте Провидения. Десятки других парней направлялись чуть ближе; Дальний Восток, Певек, Тикси, Хатанга. Мы честно отдали долг Крайнему Северу. Приходится признать - от мощного когда-то советского флота остались жалкие остатки. Арктика забыта. Чтобы зарабатывать, приходится идти на поклон к иностранному судовладельцу». Сергей Сосков: «Верными морю оказались те, кто родился и вырос у моря. Тех приезжих, которые задержались в Архангельске, можно по пальцам пересчитать. Когда из-за пограничных, таможенных, охранных правил сталкиваешься с проблемой, как показать место своей работы сыновьям, внукам, понимаешь, почему престиж нашей профессии упал». Валерий Петухов: «Давайте вспомним, что почти половина наших курсантов получила распределение в Северное морское пароходство, и большинство здесь стали капитанами, отработали на флоте до пенсии, а некоторые и сейчас продолжают трудиться. Вспомним, что самому младшему из нас исполнится 55. Прожитому можно давать оценку. Пусть у каждого такой оценкой будут две пятерки».

Владимир СОКОЛОВ, Архангельск