Корабельная сторона
Номер от 15 января 2009 г.

Экономика по закону джунглей
При капиталистическом производстве выживает сильнейший. Последнее время проблемы северодвинских верфей стали предметом обзоров и дискуссий в различных СМИ. В частности, «BarentsObserver» полагает, что Севмашу, претендующему на роль основного производителя оборудования для освоения шельфа Арктики, предстоит решить ряд проблем для повышения конкурентоспособности.

В ЭТОМ направлении основному северодвинскому предприятию предстоит соперничать с Выборгским судостроительным заводом, который год назад в борьбе за газпромовский заказ на строительство двух буровых платформ одолел именитое предприятие.

Уже подсчитано, что всего Газпрому потребуется соорудить до 2030 года 30 стационарных платформ для освоения шельфа дальневосточных и арктических морей, из них 10 - для Штокмана.

Тормоза «Приразломной»

«BarentsObserver» также сообщает, что в начале декабря Севмаш в очередной раз объявил о повышении стоимости работ на платформе «Приразломная», которая считается основным и даже символическим объектом обустройства Приразломного месторождения в Печорском море. Сроки сдачи платформы переносятся еще, как минимум, на год. Новая стоимость платформы, здесь ссылаемся на разные источники, теперь составит около 3 миллиардов долларов, тогда как в самом начале работы над проектом она оценивалась в 850 миллионов.

Увеличение стоимости не единственная проблема «Приразломной», сроки ее готовности постоянно срываются. Например, 10 лет назад было объявлено, что первая нефть с месторождения Приразломное будет закачана на танкеры уже в 2001 году. Однако, после того как из проекта один за другим вышли иностранные инвесторы, сроки сдачи платформы переносились едва ли не ежегодно.

Проблемы на Севмаше, по выражению «Barents Observer», «одна из наиболее обсуждаемых тем как в администрации Архангельской области, так и на федеральном уровне. В последние годы стало очевидным, что северодвинские предприятия оказались не вполне готовыми к новой ситуации, когда существенно возросшие государственные военные заказы необходимо выполнять наряду с заключенными ранее экспортными контрактами и проектами, связанными с освоением шельфовых углеводородных месторождений».

Заказы «убегают»

В ноябре в Северодвинске состоялось выездное заседание комиссии Совета Федерации по национальной морской политике. В числе главных проблем Севмаша в первую очередь были названы устаревшее оборудование, которое не обеспечивает требуемого качества продукции, проектные решения, существенно отстающие от технологий, которые используются на передовых зарубежных предприятиях. Наконец, третья - острая нехватка квалифицированных рабочих кадров. «Все это вместе с очевидными управленческими просчетами послужило причиной фактического срыва целого ряда контрактов», - констатирует «BarentsObserver» и приводит тому примеры.

В начале этого года был расторгнут крупнейший контракт на сооружение танкеров-химовозов с норвежской компанией «Odfjell». Последняя распространила сообщение, согласно которому расторжение произошло «в связи с серьезными задержками в строительстве, сочетавшимися с требованиями повышения цены, продолжающимися проблемами в сотрудничестве и затянувшимися переговорами». Севмаш тогда потребовал повысить сумму контракта с 500 млн долларов до 544 млн.

Проект строительства плавучих атомных станций (ПАЭС) был закрыт в Северодвинске и передан в Петербург. Госкорпорация «Росатом» мотивировала свое решение тем, что Севмаш «чрезмерно перегружен государственными военными заказами». Это произошло вскоре после того, как предприятие уведомило заказчика о том, что первая ПАЭС будет сдана с пятимесячной задержкой. Далее «BarentsObserver» напоминает о задержках на АПЛ «Юрий Долгорукий» и о больших финансовых и производственных проблемах на бывшем российском авианосце «Адмирал Горшков», который проходит модернизацию по заказу индийских ВМС. Хотя при этом признается факт, что Севмаш намерен участвовать в конкурсе на строительство авианосцев.

Кадры решают всё?

Одной из главных проблем Севмаша, считает «BarentsObserver», является нехватка кадров. Представители Севмаша заявляют, что к 2012 году на предприятии будет не хватать 3500 человек. Между тем только за 6 месяцев этого года из Северодвинска в поисках лучшей жизни уехало более 1000 человек. Теперь даже рассматриваются возможности привлечения гастарбайтеров из республик Средней Азии, Белоруссии и Украины, а руководство Севмаша заключило соглашение с управлением Федеральной службы исполнения наказаний о трудоустройстве бывших заключенных, подчеркивает «BarentsObserver».

Александр ПУТНИКОВ