Корабельная сторона
Номер от 31 декабря 2008 г.

Проблемы строятся в кильватер
Даже беглая ретроспектива событий прошлого года на северодвинских верфях свидетельствует о том, что главные из них были связаны с модернизацией бывшего российского авианесущего крейсера «Адмирал Горшков» и явно затянувшимся строительством АПЛ «Юрий Долгорукий».

О «ДОЛГОРУКОМ». Лодка проходит швартовые испытания, на ней запущен реактор, экипаж и заводская команда готовятся к первому выходу корабля в море. Возможно, и те и другие встречали бы Новый год в приподнятом настроении, если бы не очередная, уже пятая осечка с запуском ракеты «Булава», которая создается специально для кораблей серии, которую возглавляет «Юрий Долгорукий».

Авианосец «Викрамадитья» (бывший наш «Адмирал Горшков»). Сегодня он ошвартован у достроечной стенки завода. Состоялся долгожданный вывод корабля из наливного бассейна, завершены корпусные работы, связанные с модернизацией. Что касается «внутренних работ», то предстоит их огромный объем – от монтажа энергетической установки до отделки помещений.

Авианосец весь год находился под пристальным вниманием СМИ. Не ослабнет оно и в 2009 году, ведь в вопросе финансирования этого заказа, как и многих сопутствующих ему, к сожалению, так и не поставлена точка, оттого и возникает слишком много недоговоренностей.

Все-таки несколько странный подход к северодвинским проблемам уже в очередной раз продемонстрировали нам журналисты из центральных СМИ. Например, на прошлой неделе, рассказывая о модернизации корабля, корреспондент агентства «Росбалт» сообщил, что некоторые национальные особенности Индии могут найти отражение при оборудовании помещений авианосца. И пример: индийцы «попросили сделать барную стойку для офицеров и заменить «русские» картофелеварочные автоматы на свои кулинарные агрегаты». Неужели это самое главное на сегодня?

Если речь заводить только о стойке бара и картофелечистках авианосца, то за Севмаш можно было бы и не переживать. А если говорить серьезно, то перед главной верфью страны и на ее основном экспортном заказе год уходящий поставил куда более серьезные проблемы. Одна из них – кадровая.

Лесная и строительная сферы области, как известно, одними из первых стали жертвами финансового кризиса и вынуждены были пойти на сокращение производства и увольнение значительной части работников. В частности, остановили свою работу Соломбальские ЦБК и машиностроительный завод, из-за отсутствия кредитования замер ряд крупных строек в Архангельске.

На прошлой неделе в связи этим на заседании региональной молодежной антикризисной группы в Архангельском областном Собрании прозвучало предложение направить их ставшие безработными кадры на северодвинские Севмаш и «Звездочку». Действительно, проблема кадрового голода на северодвинских верфях общеизвестна. Однако в данном случае все же смущает упрощенный подход к ее решению. Судостроение настолько специфично, что не всякий умелец из другой отрасли сможет найти применение своим силам на верфи. Поэтому переквалификация лесозаготовителей, лесопереработчиков, как и строителей, в корабелы, безусловно, потребует особой организации и немалых средств. И второе – если данное «переориентирование» выдвигается лишь как временная мера, то кардинально решить проблему квалифицированных кадров на северодвинских стапелях оно не сможет.

Олег ХИМАНЫЧ