Корабельная сторона
Номер от 25 декабря 2008 г.

Гребному винту помешала труба
«Первым пароходом было судно Фултона, первым движителем у пароходов - гребное колесо. А когда появился гребной винт? Кто его изобрел? Николай ПОВОРИН».

По поводу первого парохода с гребным винтом историки ведут спор уже второе столетие, но одним из самых первых дружно называют итальянское судно «Циветта». Оно было построено в Триесте в 1829 году и оборудовано спиральным бронзовым винтом диаметром 1,67 метра. Вместимость парохода составляла 33 тонны, длина 15,3 метра, мощность паровой машины – 4,4 кВт. В пробном рейсе с 40 пассажирами пароход сумел развить ход до 6 узлов, но затем из-за поломки… дымовой трубы рейс прекратили. Известно, что по настоянию местных судовладельцев ремонт и последующие испытания парохода были прекращены, как писали газеты того времени, в интересах безопасности.