Корабельная сторона
Номер от 18 декабря 2008 г.

Инкогнито академик и командир
Строительство первой атомной лодки на Севмашпредприятии велось в условиях строгой секретности, и понятно, по каким причинам. Поэтому в цех 42, на стапеле которого был заложен первенец атомного флота, вход ограничили – не всех заводчан туда пускали, а работникам сорок второго рекомендовалось не распускать языки.

НО ВЕДЬ глаза-то не завяжешь. Одного из главных создателей ядерной энергетики Анатолия Петровича Александрова многие знали в лицо. Анатолий Петрович держал важный правительственный заказ №254 под особым контролем на всех этапах его строительства, а потом и в море на подлодке К-3 выходил несколько раз. Иными словами, не заметить его не могли.

Другое дело Лев Михайлович Жильцов. Лодку старпом Жильцов принял от первого ее командира – капитана I ранга Леонида Осипенко и стал широко известен стране только в 1962-м, когда К-3 сходила подо льды Северного полюса. Еще ближе познакомились северодвинцы с ним, когда он вступил в командование бригадой ремонтирующихся кораблей, – она базировалась на Яграх.

На снимке Юрия Лаврова, который мы предоставляем вашему вниманию, запечатлен момент, когда Анатолий Петрович и Лев Михайлович в очередной раз встретились в Северодвинске. А позвало их в дорогу торжество – открытие памятного знака создателям первой нашей атомной лодки. По крайней мере, так утверждает автор снимка. Сама же церемония проходила 22 сентября 1983 года на территории Севмаша, у цеха 42. Вот тогда на пару предстали лику многочисленных северодвинских корабелов некогда «секретные» академик и командир подводной лодки К-3 «Ленинский комсомол».

Анатолий Петрович Александров умер в феврале 1994 года, Лев Михайлович Жильцов - в феврале 1996-го. Северодвинск корабельный увековечил память об этих людях, установив мемориальные доски на стенах домов, где они жили.

Олег АНДРЕЕВ