«Надо прекратить строить корабли, пора их сдавать»
В этом убежден северодвинец Игорь Орлов, возглавивший завод «Янтарь». Второе название предприятия - Прибалтийский судостроительный завод. В августе 2007-го Орлову предложили здесь должность директора. Государству было нужно, чтобы на «Янтарь» пришли люди с иными подходами к делу, иным принципом управления, - так посчитал Игорь Анатольевич. Большое интервью с ним разместил на своих страницах сайт «Российский судостроительный портал», и сегодня мы предлагаем вашему вниманию выдержки из него.
ВЫ К НАМ приехали из Северодвинска, где работали на крупном заводе «Звёздочка», город знаменит Севмашем, где строят атомные подводные лодки... Как отпустили вас, ведь самим такие специалисты нужны?- В Калининграде я с 4 февраля 2008 года. Двадцать лет в судостроении, проработал всю жизнь на «Звёздочке», последние годы был заместителем директора по экономике и внешнеэкономической деятельности. «Звёздочка», Севмаш - это полусоветская система управления, мы всегда считали себя «государевыми людьми». Мы там, где нужно государству.- Что вам досталось в наследство?- Люди, которые отличались от тех, кто работает в Северодвинске, они оказались брошены государством как коллектив, как производственная единица, способная выполнять ряд государственных задач, как люди, которым просто хочется кушать, хорошо жить. Они пережили смутные времена, сложно отнеслись к приходу нового руководителя. Когда я вступил в должность, на заводе было 1900 человек, сегодня выходят на работу 2700 человек. Из них 900 производственных рабочих, 360 сотрудников мы нанимаем через другие организации.Я привёз сюда свою команду, людей, которым я доверяю. На завод потянулись и люди, которые в своё время ушли, но являются неплохими управленцами. На три года вперёд у нас есть заказы, а менеджмент должен смотреть дальше. Уже сегодня мы должны думать, как работать завтра.- Какие проекты сейчас в работе? Не устарел ли СКР «Ярослав Мудрый»: второй десяток лет пошел, как он стоит на заводе?- «Янтарь» известен на мировом и российском уровне строительством трёх фрегатов для ВМС Индии. Проект для завода тяжелейший, это настоящее испытание для менеджмента, для производства, для конкретных людей. Это задача №1, у нас есть шанс отстоять честь страны и не ударить в грязь лицом. Однако ВМФ России – квинтэссенция наших умений, даже по сравнению с тем, что мы делаем для наших иностранных партнеров, это шаг вперёд. СКР «Ярослав Мудрый» действительно на заводе стоит уже 18 лет, но нужно технически грамотно это воспринимать. Проект 11540 – устаревший, поэтому было принято решение довести его до современного уровня. Этот корабль имеет прекрасное, мощное вооружение, системы навигации, управления нового поколения. Проект видоизменен под сегодняшние задачи. В марте следующего года будет передан Российскому флоту. Вообще, надо прекратить строить корабли, пора их сдавать. Сдача корабля – это момент ответственности всего коллектива за то, что он делает.- Объём большой, справитесь?- Под нашу расчётную программу требуется 3500 человек, из них 1100 производственных рабочих. По западным меркам, это большой судозавод.- Но в России кораблестроение – низкорентабельная отрасль: невысокая производительность труда, устаревшее, неэффективное оборудование…- Всё, о чем вы сказали, ведет к удорожанию выпускаемой продукции. Сегодня вопрос модернизации завода – это вопрос его дальнейшего существования. Не будет инвестиций – мы умрём. Восемнадцать лет предприятие работало, в том числе и в интересах государства в военно-промышленном комплексе, и не получало ни копейки инвестиций. На «Янтаре» прошло выездное заседание комитета Госдумы по обороне, где согласились, что заводу нужны деньги, чтобы поднять уровень кораблестроения. Переоснащение должно пройти планово в течение трёх лет.- Как решаете кадровый вопрос? Чем привлекаете людей?- Кадры – вопрос тяжёлый. Мы стараемся участвовать во всех программах по привлечению людей. Текучки у нас нет, есть нехватка – 400-500 производственных рабочих. Сегодня на заводе средняя зарплата квалифицированного рабочего 23000 рублей - высокий уровень для региона. Чем привлекаем? Мы даём интересную работу – уникальное строительство надводных кораблей, это особое решение при каждом элементе работы. Для того чтобы человек работал и не думал о хлебе насущном, премия доходит до 40%. Завод начал серьёзно работать над социальной составляющей. Около 300 человек нуждаются в жильё и готовы на свои деньги его строить. Ведём переговоры с финансовыми организациями, обороты завода составляют миллиарды рублей, с нами выгодно иметь дело. В обмен хотим получить ипотечную программу на особых условиях: пока человек работает, он пользуется этой льготой, уходит – теряет. Ведём речь о покупке двух домов по ипотечной программе, один строится, другой уже готов. В решении социальных вопросов нам помогает правительство Калининградской области, губернатор.- Верфи сейчас проходят процесс капитализации. Вы тоже акционировались. Ваша стратегия…- Мы акционированы ещё в 90-е годы. 51% находится в федеральной собственности, но акции переданы Объединенной судостроительной корпорации, её Западному центру судостроения в Санкт-Петербурге. 32% было у компаний, аффилированных с ЗАО «АКБ Международный инвестиционный банк», но сейчас идёт смена собственника. 17% - физические лица, общий состав акционеров – 2400 человек: это бывшие сотрудники завода или их родственники, которые получили акции в обмен на свои ваучеры. Завод ни разу не платил дивиденды, поскольку с момента создания АО госзаказа не было, прибыльных работ тоже. Завод является комплексом, который может выполнять все, что нужно для создания военного корабля. Главный наш ориентир - среднетоннажные корабли и гражданские суда с хорошим наполнением.- Кто ваши партнёры, поставщики, есть здесь проблемы?- Сегодня, чтобы построить одно судно, нужно порядка 200 прямых поставщиков, начиная от металла, краски и грунта и заканчивая сложнейшим оборудованием навигации, двигателя, системами оружия и управления. Мы себя считаем предприятием с очень выгодными позициями в экономическом плане. У нас есть возможность конкурировать по цене производства – в судостроении используется очень много западного оборудования, а здесь всё под боком - например, холодильное оборудование везём из Германии, насосы – из Англии. В России покупаем только металл и оружие. Транспортные схемы не вызывают у нас никаких трудностей.- Как устроилась в Калининграде ваша семья?- В этом году я не ездил на Юг, после Севера живём как на курорте. Сын так и сказал: «Здесь тепло, зачем куда-то ехать?» В Калининграде до своего назначения никогда не был. Город узнавал по выходным, нравится в нем всё, люблю район малоэтажного строительства, там особенная атмосфера. Я сам себе купил жильё в Ганзейском квартале - это такая коммуналка для небедных людей. В хорошую погоду во дворах идёт братание. Живём нашими советскими принципами. Нормальные отношения, без разговоров о работе и проблемах. И это нравится. Супруга Татьяна в Северодвинске занималась своим делом - медтехникой, конечно, ей тяжело было всё оставить. Но Калининград очаровал. Сын Глеб, 11 лет, - футболист, его сразу взяли в местную команду, он имеет авторитет. Дочь Дарья учится в Москве на 3-м курсе Академии внешней торговли, знает несколько языков, юрист-международник. Я отец со стажем, и дети у меня с русскими именами…Я бы хотел еще раз подчеркнуть: судостроительный завод «Янтарь» был, есть и будет. У нас высокоинтеллектуальное и технологичное производство, прекрасный коллектив, и мы готовы выполнять самые сложные государственные задачи.
Программа тридцати телеканалов! В том числе, по просьбе читателей, «TV 1000 Русское кино», «Спорт Плюс» и ДТВ. Анонсы наиболее интересных передач и фильмов. Новости телевидения. В продаже уже со среды!