Корабельная сторона
Номер от 25 ноября 2008 г.

Бизнес воротит нос от Архангельска
Вопросы развития морской гавани обсудили в администрации области

Заместитель директора областного департамента транспорта и связи Владимир Кочуров доложил: Архангельский морской порт, включающий стивидорную компанию «Архангельский морской торговый порт», нефтебазу «Роснефть»

и причалы предприятий лесопромышленного комплекса, загружен лишь на 45 процентов.

ОСНОВНЫМИ причинами низкого грузопотока он назвал дорогостоящие ледовые проводки судов в зимнее время, высокие портовые сборы, ограничение приема судов осадкой более 9,2 метра. Они же, по словам Кочурова, стали тормозом для развития морского туризма, хотя еще пару лет назад в нашу гавань иностранные пассажирские лайнеры заходили регулярно.

Собственно, ничего нового не прозвучало: проблемы эти существуют не первый год. Бьются над ними портовики, администрация области, но грузопоток тает с каждым годом. В последнее время надежды на возрождение стали все больше связывать с реализацией проекта «Белкомур». Вот, дескать, дотянется зауральская железная дорога до Архангельска, да еще построим глубоководную гавань прямо на выходе в море – и заживем припеваючи. Но губернатор Илья Михальчук многих на Совете огорошил, заявив, что, по некоторым сведениям, реализация проекта откладывается - «уходит за 2015 год», хотя тут же подсластил пилюлю: «возводить новый порт в Сухом море все равно будем, если он начнет оживать, значит, и Белкомур оживет».

Но строительство глубоководной гавани пока даже не проект, а скорее прожект: конкретного плана и сроков его возведения нет, равно как и конкретных инвесторов. Директор филиала «Росморпорт» Николай Правилов считает, что дело не только в высоких ледокольных сборах и глубине фарватера, хотя эти проблемы со счетов не сбросишь.

- Если даже снизить портовые сборы до нуля, то это не приведет к каким-то серьезным изменениям в лучшую сторону, - заявил он в своем выступлении. - Отпугивает грузовладельцев неразвитая инфраструктура, нестыковки в транспортной цепи.

Наверное, это так, иначе зачем местным ЦБК везти свою продукцию для отправки за море окольным путем, через южные порты и Прибалтику? Почему капитаны судов, идя за грузом в Архангельск, предпочитают бункероваться в Мурманске?

В этой связи много претензий к таможенникам. По оценке грузовладельцев, они в беломорской гавани «неистовствуют». Прозвучал, например, такой факт. Таможня остановила выход в море теплохода «Михаил Черемных», заподозрив команду в нарушении правил оформления груза. Последовал приказ снять с судна все пиломатериалы для пересчета. В общем объеме восемь тысяч кубов три оказались лишними. С точки зрения таможенников нарушение есть, оно зафиксировано, составлен протокол. Им плевать, что пароходство потеряло из-за вынужденного простоя миллионы рублей.

Говорили на заседании и о федеральной трассе М8, которая имеет ограниченную пропускную способность и по четыре месяца в году закрыта для большегрузного транспорта, о невозможности из-за недостатка железнодорожных развязок использовать контейнерные составы для целевой доставки грузов, о затянувшейся электрификации участка Обозерская – Архангельск.

Все эти неувязки негативно сказывается на работе порта. Если не сделать причалы более привлекательными для клиентуры, то трудно ждать положительных перемен.

Алексей ГУНДОРОВ