Корабельная сторона
Номер от 18 ноября 2008 г.

Корабли пятого континента
На прошлой неделе из Санкт-Петербурга в Антарктиду отправилась научно-исследовательская экспедиция. Она следует к ледовому континенту в рамках 54-й антарктической экспедиции.

УЧЕНЫЕ и полярники следуют на борту экспедиционного флагмана российской полярной науки – дизель-электрохода «Академик Федоров». Рейс, как планируют, продлится более полугода. На первом этапе экспедиции «Академику Федорову» предстоит высадить отряды геологов и геофизиков на станциях «Дружная-4» и «Молодежная». Затем судно доставит топливо, строительные грузы и продовольствие на базу «Прогресс», где намечено сооружать новый зимовочный комплекс, а также грузы для внутриконтинентальной стоянки «Восток».

Известно также, что в рамках 54-й антарктической экспедиции российские ученые приступили к комплексным исследованиям тихоокеанской части шестого континента. Они были возобновлены в прошлом году после почти двадцатилетнего перерыва.

Можно сказать, вослед убывающей из Санкт-Петербурга экспедиции пришла новость о том, что правительство России выделило 6 млрд руб. на строительство нового полярного научно-экспедиционного судна. Дело в том, что судно «Академик Федоров», в 1987-м принявшее экспедиционную эстафету от дизель-электрохода «Михаил Сомов», тоже уже пересекло возрастную черту ветерана.

Уже объявлен конкурс на строительство нового корабля. Известно также, что он по размерам будет несколько меньше «Академика Федорова», хотя и не уступит ему по ледовым и ходовым качествам. Журнал «Судостроение» приводит следующие характеристики судна: водоизмещение 16900 тонн, длина 133 метра, ширина 23 метра, осадка 8,5 метра. Корпус судна имеет 12 отсеков, двойные борта и днище, наклонный форштевень, транцевую корму, развитую надстройку с круговым обзором, палубную площадку для вертолетов. У судна среднее расположение машин, три дизель-генератора, три электродвигателя суммарной мощностью 16,8 МВт, два винта фиксированного шага. На судне имеются вместительные грузовые трюмы, в том числе рефрижераторные, танки и цистерны для размещения жидких грузов, помещения для научных лабораторий и жилых комплексов.

Строительство нового экспедиционного судна для полярников намечается завершить к 2011 году, после чего и новичок, и ветеран «Академик Федоров» некоторое время будут эксплуатироваться одновременно. Выделение 6 млрд рублей на научный новострой специалисты связывают с тем, что Россия теперь вынуждена соперничать с другими государствами за освоение полярных зон, где может быть обнаружено большое количество полезных ископаемых. В частности, в споре за разделение Арктики и Антарктики участвуют США, Канада, Норвегия, Дания и даже Китай.

Олег АНДРЕЕВ

//