Корабельная сторона
Номер от 18 ноября 2008 г.

Сенаторы излучали энергию и оптимизм, когда говорили в Северодвинске о перспективах ОСК
На Севмаше и «Звездочке» побывали сенаторы во главе с бывшим командующим Северным флотом, а ныне председателем комиссии Вячеславом Поповым, а также представители Объединенной судостроительной корпорации, ряда федеральных ведомств и общественных организаций, объединяющих судостроителей. Высокие гости побывали в цехах верфи, на достроечных набережных, провели ряд совещаний, в том числе в открытом для прессы режиме.

ОБ ЭТОМ не говорят на официальных мероприятиях, но ни для кого не секрет, что значительному числу корабелов, в принципе, решительно непонятен смысл создания и деятельности ОСК. Словно бы отвечая на невысказанные вопросы, генеральный директор ОАО «Северный центр судостроения и судоремонта» (СЦСС) Владимир Фоменко в своем докладе указал, что цель ОСК – способствовать развитию предприятий с более или менее значительной долей государственного участия. Для этого предполагается в определенной степени координировать их деятельность – например, выступать в качестве единого организатора конкурсов по закупкам. При этом дублирования управленческой структуры предприятий в ОСК и ее Северном центре не будет, штат СЦСС составляет, по словам Владимира Фоменко, всего восемь человек.

Господин Фоменко, кроме того, особо остановился на проблемах, с которыми уже сталкивается новосозданная корпорация, и предложил пути их решения. Так, после акционирования бывшие ФГУП, а ныне ОАО могут рассчитывать на государственное финансирование только в том случае, если предоставят в качестве обеспечения пакет акций. Соответственно, необходима дополнительная эмиссия. Но ее проведение и регистрация в соответствии с нормами закона требуют значительного времени – порядка двух месяцев. По мнению топ-менеджера ОСК, государству следует упростить эти процедуры – вообще чрезвычайно трудоемкие. Далее, нет закона, который бы определял особенности взаимоотношений предприятий внутри одного холдинга, например вопросы ценообразования. Есть и другие больные места, затрудняющие, по мнению Фоменко, работу корпорации и требующие изменений в Налоговом, Бюджетном, Гражданском кодексах. Все эти свои предложения ОСК на заседании в Северодвинске публично довела до сведения сенаторов.

Не меньше проблем описал представитель Министерства промышленности и торговли Арсений Брыкин. Так, по его словам, Минобороны слишком медленно принимает меры по санации своих судоремонтных предприятий, которые должны входить в ОСК (в том числе, например, в составе нашей «Звездочки»). Заводы обременены долгами, некоторые находятся в состоянии банкротства, например Кронштадтский морской завод. Проблему необходимо решать на самом высоком уровне. Далее, действующие правила распределения заказов требуют организации конкурсов, но участвовать в них могут лишь предприятия, не имеющие задолженностей перед бюджетом. В итоге на Дальнем Востоке сложилась ситуация, при которой вообще ни одно предприятие в конкурсах не может участвовать! Естественно, чтобы обойти препятствия, на сцене появились посредники, а это – дополнительные затраты заказчиков. Значит, необходимо пересматривать правила организации конкурсов, делает вывод чиновник.

Зашла речь и об износе основных фондов, и о кадровых проблемах верфей. Отдельно Вячеслав Попов подверг критике налоговую и таможенную политику в отношении судостроения – то и другое, по его словам, препятствует развитию отрасли.

Признаться, по итогам открытой части заседания сложно отделаться от мысли, что ОСК организована на совершенно неподготовленной правовой почве (впрочем, как и многие другие предприятия). Однако сенаторы – участники совещания излучали энергию и оптимизм.

- Такое предприятие, как Севмаш, – единственное в России. Завод нуждается в серьезной государственной поддержке. И вкладывать средства нужно не только в заказы, но также в поддержку производства и социальной сферы. Этот вопрос мы будем ставить на соответствующем уровне в Москве, – заявил Вячеслав Попов.

Он обещал, что по итогам заседания будут выработаны законодательные инициативы и предложения Совету Федерации, правительству, органам законодательной и исполнительной власти субъектов РФ.

Станислав ЗЕЛЯНИН

//