Корабельная сторона
Номер от 18 ноября 2008 г.

«Авианосец без хозяина не останется…»
На прошлой неделе Севмаш уже готовил его для спуска на воду. Процедура спуска кораблей на воду на Севмаше отличается от тех эффектных операций, которые по нраву кинооператорам, – стальное тело корабля с нарастающей скоростью не катится по стапельным дорожкам. Все выглядит более прозаично: в наливной бассейн, где на киль-блоках стоит авианосец, подают воду. Насосы качают ее много часов, а то и несколько суток.

В ПРЕДДВЕРИИ этого важного во всех отношениях события генеральный директор Севмашпредприятия Николай Калистратов сделал заявление о степени готовности корабля. Сегодня она составляет 49 процентов. Эту конкретную цифру сегодня обсуждают и анализируют многие специалисты судостроения и обозреватели СМИ. Как и главный срок сдачи корабля ВМС Индии – 2012 год. Здесь, как и у любого большого дела, есть и оптимисты, и скептики. Те из них, кто осторожнее, полагают, что ход дальнейшей модернизации будет напрямую зависеть от финансирования со стороны Индии, а индийские военные и финансисты пока не спешат вынести главный вердикт – доплачивать или не доплачивать Севмашу. В нашей печати уже проскользнула информация, что авианосец в конце концов может вернуться и в состав российского флота.

К тому же, как полагают некоторые оптимистично настроенные аналитики, накопленный опыт северодвинцев может стать сильнейшим аргументом, если все же будет поставлен вопрос, строить или не строить России авианосцы, а если строить, то где. В частности, сенатор Совета Федерации, бывший комфлота Вячеслав Попов признал: «Решение о том, кому строить авианосцы, пока не принято. Раньше их строили в Николаеве, но в настоящее время ни один судостроительный завод не может похвастаться наличием такого опыта». Он же сделал и еще одно важное заявление: «Если предприятию не удастся договориться с индийской стороной об окончательной цене работ, нет сомнений, он найдет покупателя. Авианесущий крейсер без хозяина не останется». Генеральный директор Севмаша Николай Калистратов добавил: «Для расчета окончательной цены предприятие привлекло специалистов Федеральной службы по тарифам. Мы уверены, что индийская сторона примет наши расчеты, так как им очень нужен этот крейсер».

Олег АНДРЕЕВ

//