Корабельная сторона
Номер от 12 ноября 2008 г.

«Выходит Петр. Его глаза сияют…»
«Шут Балакирев» Григория Горина в Северодвинском театре драмы

Герой популярных анекдотов - шут Балакирев в русском фольклоре наделяется правдолюбием, прямотой и в то же время озорством и изворотливостью, то есть в нем воплощается мечта

о народном герое, смело противостоящем самодурству властей.

ГРИГОРИЙ ГОРИН использует этот образ в своей последней, исповедальной пьесе, чтобы высказать претензии власти, попирающей достоинство художника, и показать, что случается, когда самоцелью становится величие государства, а не человек. В спектакле Северодвинского театра эти авторские идеи как будто бы задвинуты на задний план, они уступают место грезам об идеальном государственнике, способном навести порядок в стране, - акценты перемещены, в центре оказывается не горькая судьба шута-правдолюбца, а страдания императора-реформатора, не знающего, в чьи руки передать дело всей жизни, чтоб его не погубили преемники. Эта несостыковка, на наш взгляд, и порождает проблемы спектакля. Придворная суета, шутовская скабрезность, переплетение интриг становятся олицетворением всего того плохого, что мешает государству стать великим. Балакирев в спектакле всего лишь потешный персонаж, путающийся под ногами у царя, а не трагикомическая фигура – жертва государственной политики, в которой нет места для маленького человека с его печалями и радостями. А глубокие рассуждения автора о смысле жизни обернулись лишь все теми же грезами об идеальном правителе. Видимо, отсюда и рассогласованность некоторых сцен, нелогичность и неоправданность поступков некоторых персонажей.

Не красит постановку и увлечение создателей спектакля ненормативной лексикой. Ее наличие у Горина понятно – это был экспрессивный вызов драматурга беспределу диких 90-х, но сейчас подобные словечки на сцене режут ухо.

И все-таки режиссеру Петру Гилеву удалось занимательно рассказать сюжет исторического анекдота, указать на ряд перекличек его с днем сегодняшним, артистам удалось создать яркие, сочные образы. Образ Петра Великого – основателя российского флота, воплощенный на сцене театра города корабелов, - это ли не достоинство спектакля? В исполнении Сергея Семенцова Петр предстал волевой, цельной, безусловно крупной личностью. Под стать ему получилась и императрица Екатерина Алексеевна, изобретательно сыгранная актрисой Анной Венгерович. Порадовал и исполнитель заглавной роли Павел Варенцов, сумевший отыскать для изображения своего персонажа характерную манеру и интонацию, помогающие в полной мере раскрыть образ героя. Хотелось бы отметить игру Юлии Корельской в роли Дуни и запоминающийся эпизод в ее исполнении в начале второго акта – отчаянный взгляд одной из каторжниц, бросающей вызов судьбе.

Обидно, что не все заветные мысли автора нашли воплощение в постановке, однако спектакль следует признать состоявшимся.

Андрей ПЕТРОВ, доктор филологических наук