Издательский дом "Северная неделя" в настоящее время издает 20 газет общим недельным тиражом 679.204 экз.



Подпишись на наши газеты, не выходя из дома

Подать рекламу в газеты ИД Северная неделя

 • QR-код


 • Читать
  все комментарии

 • Архив
  новостей


 • Акция
  «Вечёрки»:
  «Победим на поле
  брани!»



 • Об издательстве
 • Наши газеты
 • Страницы
  гражданских
  журналистов

  

 • Бесплатные
   объявления

 • Реклама
 • Контакты



Четверг, 18 апреля 2024 г.  ДомойПоискНаписать письмоДобавить в избранное
Корабельная сторона
Номер от 12 ноября 2008 г.
Смотреть весь номер Корабельная сторона от 12 ноября 2008 г. :: Архив газеты «Корабельная сторона»

С моря пахнуло «жареным»

Версия для печатиОтправить статью другу
Субъективные размышления о праве на информацию и праве на милосердие

Снова морская трагедия. На этот раз на Тихом океане. Во время ходовых испытаний на АПЛ К-152 «Нерпа», построенной «комсомольчанами», погибли люди – военные и гражданские. Помолчать бы, дать волю скорби по этому поводу. Но не выходит. Погибших еще не доставили с борта лодки на берег (о девятом дне даже не говорю), а в наших СМИ - треск, истерика, падучая на сенсацию, а в иных случаях, если хотите, цинизм и откровенный бред. С моря снова пахнуло «жареным»?

СНОВА – потому что все это до боли напоминает не лучшие моменты первых дней после гибели АПЛ «Курск» - корабля, к которому наш Северодвинск имеет прямое отношение. И вот снова, будто воронье, слетелись верхоглядствующие репортеры, на экранах замельтешили сомнительной компетентности личности - их спешно выдернули с насиженных мест, чтобы «прокомментировать» несчастье…

Действительно, в Комсомольск-на-Амуре явилась непоправимая беда. В Хабаровском крае вчера был объявлен траур.

Газ-ликвидатор

Следует пояснить несведущим, что на современных подлодках существует две основные автоматические системы пожаротушения – пенная и химическая. В случае на «Нерпе» речь идет о «несанкционированном» срабатывании химической. Система эта так и называется – ЛОХ, по аббревиатуре: лодочная объемная химическая. К слову, в юности мне доводилось монтировать приборы и датчики этой системы на атомных лодках проекта 667Б, и мы трактовали ЛОХ несколько иначе – ликвидация огня химическая. Но это детали. В основе всего фреон – газ, который мгновенно вытесняет кислород. А без кислорода, мы знаем, нет горения. Поэтому, если с пожаром в отсеке подлодки не удается справиться иными средствами, туда подается фреон. При этом люди в таком аварийном отсеке должны надеть ИДА (тоже аббревиатура - индивидуальные дыхательные аппараты, проще – «идашки») - в них есть запас кислорода. Передвигаться, тем паче работать в ИДА неудобно, тяжело, но на грани жизни и смерти о комфорте не думается.

Помыслы и домыслы

Попытаемся разобраться. Что на данный момент (утро 11 ноября) нам точно известно? Новая многоцелевая атомная подлодка находилась в море на ходовых испытаниях. На борту ее 208 человек. 31 октября корабль впервые произвел погружение, затем продолжил программу испытаний. 8 ноября в носовой части подлодки несанкционированно сработала система пожаротушения. 20 человек погибли, еще 21 пострадавший были эвакуированы на корабли сопровождения и доставлены в госпиталь Тихоокеанского флота. Лодка вернулась в базу, начато расследование. Все!

Мы не знаем таких важных для выяснения сути обстоятельств: выполнял экипаж лодки какой-то маневр или же «Нерпа» была обездвижена, находился корабль на глубине или же на поверхности океана, отрабатывали заводчане и моряки элемент, каким-то образом связанный с проверкой противопожарной системы, или же несчастье произошло оттуда, откуда его совершенно не ждали? Мы даже не знаем, где и как именно сработала система ЛОХ – в одном отсеке или же одновременно в двух. Оказались «идашки» у людей под рукой, воспользовались они ими или не смогли, не успели? И что такое «несанкционированное срабатывание»? Возможных причин его множество: и ошибочно выполненная команда, и халатность, и следствие иной аварии. Простите, но причиной мог стать даже умысел. Но официально пока не названа ни одна. Так зачем уже третьи сутки журналисты и «эксперты» занимаются домыслами? Кому от них станет легче?

Еще не озвучен ни один из выводов, сделанных специалистами следственной комиссии – учеными, инженерами, технологами, прокурорами, зато мнений анонимных «экспертов» (без ссылок на что-либо) в прессе и на телевидении – без меры! Со смаком обсасываются и теснота лодочных отсеков, и сверхнорматив людей на борту во время испытаний, и случаи флотского разгильдяйства с ИДА, и даже… описания смерти от удушья. Как все это гадко!

Откровенная глупость (ну как без нее?!) тоже звучит. Так, первый зампред комитета Госдумы по обороне Юрий Савенко во избежание повтора трагедии предложил по возможности проводить испытания систем лодок в… доках, не выходя в море. Может быть, для пущей безопасности и самолеты испытывать, не выкатывая их из ангара?!

Чья «Нерпа» и чья вина?

Об одном, подчеркиваю, достоверном моменте хочу сказать особо. Утром 9 ноября некий «военный эксперт, непосредственно связанный с кораблестроением» - так его представило РИА «Новости» - разразился целым свитком своих оценок. Процитирую лишь некоторые из его умозаключений: «несанкционированное срабатывание аварийной системы пожаротушения могло произойти в результате нарушения режима работы сдаточным экипажем, который проводил ходовые испытания», «ответственность за чрезвычайное происшествие на подлодке до ее сдачи флоту, скорее всего, несет завод-изготовитель» и даже «поскольку лодка заводская и не принята в состав боевого дежурства, то в первую очередь все претензии к предприятию». Во как оперативно и старательно подсуетился анонимный «военный эксперт», открестив Военно-морской флот от аварийной лодки! Мерзко! Потому что заставляет вспомнить трагедию апреля 1989 года с АПЛ К-278 «Комсомолец». Тогда военморы также пытались свалить вину за гибель экипажа на завод-изготовитель корабля – Севмаш.

Господин аноним - «эксперт» РИА «Новости»! Те 80, точнее, 81 военный моряк, которые находились на борту АПЛ «Нерпа» на момент аварии, были там не в роли праздных пассажиров, и вы это прекрасно знаете. Иначе вам как эксперту ломаный грош цена! Такая же цена вашим заявлениям, поскольку сделали вы их, не дожидаясь даже первичных выводов следствия. Верно, основательно забытое на сегодняшнем флоте понятие «офицерская честь» вам также неведомо, ибо вы поступили гнусно по отношению к погибшим, да и к выжившим специалистам сдаточной команды завода в Комсомольске-на-Амуре. Не лгите людям - уровень профессиональной подготовки нынешних военных моряков, принимающих новейшие корабли от промышленности, ничем не выше, чем у членов заводских сдаточных команд, скорее, наоборот, и это является секретом только для чинодралов ВМФ.

* * *

Что еще сказать? То, что есть право на информацию, многие господа журналисты хорошо усвоили. Но они отчего-то забыли о том, что есть еще и право на милосердие - у тех, кто пострадал в тихоокеанской трагедии. «Версии», выстроенные на двух-трех непроверенных фактах, - это почерк нынешних «профессионалов»? Импровизации-фантазии на тему о том, что и отчего могло быть, - зачем они? Или мертвым не больно? Тогда, может, стоит подумать о живых – о тех, кто уцелел, или о тех, кто потерял близких?

Минувший понедельник у меня начался с просмотра новостных лент Интернета. На трех сайтах аршинными буквами заголовок: «Семьям погибших на «Нерпе» выплатят по 100 тысяч рублей». Это от зависти?! Или же от радости, будто этими тысячами можно вернуть к жизни! Коробит!

Получается, все предшествующие катастрофы, включая жуткую трагедию «Курска» (впрочем, не только катастрофы на флоте), так и не научили журналистов подходить к освещению этой сложной, специфической, а зачастую и чрезвычайно деликатной темы (именно подходить, а не прыгать кавалерийским наскоком) профессионально и по-людски.

Стыдно и страшно.

Олег ХИМАНЫЧ

При аварии на АПЛ К-152 «Нерпа» погибли:

капитан II ранга Евгений Головных, зам. командира по воспитательной работе,

капитан III ранга Александр Подборнов, начальник химической службы,

мичман Александр Прудников, старший кок-инструктор,

начальник испытательной партии Виктор Дружинин,

сдаточный механик Владимир Сулимов,

старший инженер-механик Виктор Фишич,

машинист систем вентиляции Александр Нежура,

старшина отсека Владимир Пищулин,

инженер-механик Владимир Тарасов,

мастер-механик трюмных Александр Шугаенко,

трюмный Сергей Бакулин,

машинисты

Дмитрий Суренков и

Алексей Лысенко,

инженер Евгений Красиков,

дозиметрист Антон Тюгаев,

другие члены сдаточной команды:

Илья Егоров,

Владимир Саяпин,

Анатолий Качусов,

Игорь Шутов,

Андрей Власов.

* * *

Сотрудники издательства «Северная неделя» выражают искреннее соболезнование семьям и родным погибших.



Поделиться с другими!
Понравилась статья? Порекомендуй ее друзьям!

Вернуться к содержанию номера :: Вернуться на главную страницу сайта





Комментарии:


Содержание номера

Постскриптум   Продается флаг. Недорого  |  Злая вода  |  Чудо-юдо рыба саргун  |  На шоссе погиб спасатель  |  «Выходит Петр. Его глаза сияют…»  |
Регион   У всех на устах  |  Нам бы всем на дно  |  В добрый путь, «Михаил Ульянов»!  |  «Иван Петров»: хождение за три моря  |  Новые правила забастовок  |  В несколько строк  |  Ягринцы сменили статус  |  «Нерпа» не остановит «Долгорукого»  |  Новоземельский аккорд Севмаша  |
Общество   С моря пахнуло «жареным»  |



Поиск по сайту

  

Альтернативный поиск по сайту



Главная тема
А вы, «Ясень», останьтесь…
  Планы по сдаче ВМФ АПЛ «Северодвинск» пересмотрены
Новости
 Самый добрый правозащитник    // 9 декабря, 09:32
Ноябрь 2008
          1 2
3 4 5 6 7 8 9
10 11 12 13 14 15 16
17 18 19 20 21 22 23
24 25 26 27 28 29 30
Смотреть архив полностью

Реклама

Только в печатной версии!

Северная Теленеделя
Программа тридцати телеканалов! В том числе, по просьбе читателей, «TV 1000 Русское кино», «Спорт Плюс» и ДТВ. Анонсы наиболее интересных передач и фильмов. Новости телевидения. В продаже уже со среды!

Бабьи хлопоты

Раскраска








Аудитория
нашего сайта:


Подписка

Email:    


 
«Горячая линия» для клиентов
(8-8184) 56-97-88

Сайт для женщин Дамское счастье

Яндекс.Метрика
© ООО "Издательство "Северная неделя", 2001-2010. Авторские права на код, содержание, графические элементы сайта защищены.
Использование материалов сайта разрешено только интернет-изданиям c указанием прямой гиперссылки на ту страницу сайта www.vdvsn.ru, которая цитируется. По вопросам републикации материалов в печатных изданиях обращайтесь на www.vdvsn.ru@gmail.com
Реклама в газетах: reklamsn@atnet.ru. Веб-редактор (реклама на сайте.): www.vdvsn.ru@gmail.com