Корабельная сторона
Номер от 5 ноября 2008 г.

Тяни-тащи, мотай на брашпиль
«Будучи проездом по Сибири, несколько раз слышал словосочетание – туерное судно. Больше нигде такого не встречал. Поинтересовался у местных, они ответили, это, мол, такой паром… Алексей АФАНАСЕНКО».

Отчасти это действительно так. Большой морской словарь дает такое определение – туерное судно (от английского tow – тянуть, тащить), передвигающееся посредством подтягивания непрерывной цепи (троса), проложенной по дну реки или канала. Цепь, как правило, проходит по металлическим шкивам вдоль туерного судна и навивается в один или несколько оборотов на горизонтальные вороты или брашпили. Вращение брашпилям придается паровой машиной или дизелем. Первые туерные суда появились в России еще в конце XIX века на Волге (район между Тверью и Рыбинском), они обеспечивали переправы. Однако в дальнейшем такого вида перевозки не выдержали конкуренции паровых и дизельных судов. В настоящее время туерные суда используются очень редко и на труднопроходимых участках рек. В частности, одна из таких переправ действует на Казачинском пороге реки Енисей.