Корабельная сторона
Номер от 5 ноября 2008 г.

Разбежались в океаны корабли
Аналитики недоумевают: зачем это нужно обескровленному флоту?

Про сомалийских пиратов в наши дни разве что только ленивый не слышал. Совсем распоясались «неуловимые мстители-грабители». На прошлой неделе ситуацию с захваченным украинским судном «Фаина» даже комментировал министр иностранных дел России Сергей Лавров. По его словам, в Москве ежечасно отслеживают ситуацию, и в ее разрешении задействованы не только возможности МИД, но и других структур, в частности ВМФ РФ. Лавров напомнил, что на место направлен российский сторожевик Балтийского флота «Неустрашимый», который будет взаимодействовать с кораблями других стран в рамках резолюции по борьбе с пиратством.

ВОТ с «Неустрашимого», пожалуй, и стоит начать обзор насущной морской темы в СМИ. Это новейший корабль своего класса, единственный не только на Балтийском, но и во всем (!) флоте России. Его водоизмещение - свыше 4 тысяч тонн, дальность плавания - около 3 тысяч миль, экипаж - 210 человек. Корабль способен вести противолодочную, противовоздушную и противокорабельную оборону оперативного соединения кораблей, вооружен противолодочным ракето-торпедным комплексом, артустановкой и реактивными бомбометами, палубным вертолетом Ка-27. Кроме того, на его борту находится подразделение морской пехоты, а также противодиверсионная группа...

Гроза пустынь?

Вот здесь что-то не вяжется. Во-первых, какую противовоздушную, противокорабельную и даже противолодочную оборону оперативного соединения кораблей собирается вести «Неустрашимый» в борьбе с пиратами? Или у друзей пустынь - сомалийцев - уже появился свой надводный и подводный флот, морская авиация? Второе: сторожевик «Неустрашимый» (обратите внимание - не крейсер, не БПК, не эсминец), оказывается, флагман всего нашего Балтийского флота!!! С чего бы сторожевику-флагману на Балтике вдруг стало тесно? И потом, отрядить для пятимесячного вояжа в Индийский океан корабль II ранга с автономностью всего в 30 суток, согласитесь, далеко не лучший вариант.

Да, во времена Советского Союза, вспоминают эксперты, в дальних районах Мирового океана, защищая тех же наших рыбаков, ВМФ держал корабли и меньшего класса, например минные тральщики. Однако, во-первых, это был не один корабль, а целое их оперативное соединение. Во-вторых, соединение поддерживалось более крупными кораблями – крейсерами и БПК, и даже атомными лодками, которые выполняли свои задачи поблизости. В-третьих, пусть и не идеальные, но пункты базирования в ближайших портах наши корабли имели. А что мы наблюдаем в случае с «Неустрашимым»? Из этого эксперты заключают: послали не столько бороться с пиратами, а чтобы, как это у них в главкомате теперь называется, «демонстрировать флаг» - ничего другого не оставалось.

И вот едва балтийский сторожевик появился в Адене, чтобы в очередной раз пополнить запасы топлива и воды, как российское

Минобороны заявило: «Неустрашимый» будет бороться с пиратством у берегов Сомали, а в декабре его заменит другой корабль. Пока еще не определено, из состава какого флота он будет отправлен – с Балтики или Черного моря, но это, как заявили наши бравые флотоводцы, «непринципиально». Ну отчего же? – возразили им сразу несколько обозревателей. Как раз наоборот, всем очень интересно – кого пошлют, если более половины балтийских кораблей просто небоеспособны, а на Черноморском флоте положение немногим лучше, да еще и каждый ходовой корабль нынче на счету, понятно, из-за каких событий.

Наш ответ супостату

Северный флот, который толком не способен защитить наших рыбаков у Шпицбергена, тоже вдруг зашевелился - с той же долей внезапности направил отряд во главе с атомным ракетным крейсером «Петр Великий», нет, не на север, где, с опаской поглядывая в сторону Норвегии, промышляют россияне, а в Европейскую Атлантику, Средиземное море, а оттуда... в Венесуэлу. Памятуя о размещении американской системы ПРО у наших границ, раньше б сказали – это наш ответ супостату. Ответ, правда, получился далеко не адекватный. В госдепартаменте США, которому в отличие от нашего сытого и равнодушного обывателя известно реальное положение дел в нашем ВМФ, визит североморских кораблей язвительно прокомментировали: наконец-то в России нашлось несколько кораблей, способных… дойти до Венесуэлы…

А дошли наши пока до Средиземного моря, здесь побывали в портах Ливии и Турции, спасательный буксир СБ-406 совершил деловой заход в главную военно-морскую базу Франции – Тулон, экипажи палубных летчиков с «Петра Великого» и «Адмирала Чабаненко» отработали технику пилотирования при полетах в дневных и ночных условиях с корабля на ходу. Наконец, перед переходом в Венесуэлу корабли пополнили запасы с помощью спасательного буксира «Шахтер» Черноморского флота.

К слову, Черноморский флот в том же духе «демонстрации флага» отрядил в Грецию большой десантный корабль «Ямал». На прошлой неделе он завершил свой визит, побывав в Пирее. Здесь состоялись встречи моряков с коллегами, представителями общественности, черноморцы посетили кладбище русских моряков, где почтили память соотечественников...

Такова информация на эти дни. Правда, обозреватели размышляют о другом…

Суверенитет требует мощи

То, что наши корабли отправились в дальние походы, – это, конечно, хорошо, размышляют авторы. Плохо то, что представлены они столь малым числом. И то, что «мероприятия» эти (как бы помягче сказать?) носят временно-демонстрационный характер, поскольку для поддержания флота в Мировом океане на постоянной основе у России нет главного - кораблей. Оттого и не ясно, кого и чем мы хотим удивить, убедить или успокоить, когда сыплем на общественность многочисленные заявления, одно оптимистичнее другого. Кораблей-то по-прежнему нет, и в ближайшей перспективе они не появятся.

Ни одного крейсера, ни одного большого противолодочного корабля, даже эсминца не заложила на стапелях «суверенная» (по Ельцину) Россия, а ведь это все представители океанской зоны, где, собственно, и пристало держать флот морской державе. Неужели демонстрировать мощь и решительность государства Российского главкомат вознамерился корветами, которые настоящие моряки иначе как катерами и не называют? Так ведь и с корветами – каюк! Уже ясно, что широко разрекламированная программа строительства 20 корветов типа «Стерегущий» сорвана. Еще хуже положение с фрегатами… Но это, оказывается, вовсе не беда! Арбатские адмиралы уже ухватились за новую идею – оказывается, мы вот-вот будем строить авианосцы! Да кто ж вам, ребята, поверит, если даже строительство кораблей прибрежной зоны в России превращается в рекордный долгострой?! О нашем подплаве вообще лучше промолчать.

Думаю, в российском главкомате, вероятнее всего, со многими приведенными суждениями обозревателей не согласятся. Может быть, капитан I ранга господин Дыгало (со времен гибели «Курска» - штатный краснобай нашего ВМФ) сделает очередное программное заявление. Но ведь и журналистов понять можно - с ельцинских времен корабли гнили и ржавели у причалов, некоторые тут же и тонули без надежд на нашу загнанную в такое же положение аварийно-спасательную службу, на металлолом флот отправлялся целыми эскадрами, офицеры вспоминали, что они моряки, только у окошечка кассы в финчасти… А тут как-то разом, почти всем уцелевшим скопом да в Мировой океан! С чего бы?! И надолго ли этого молодецкого задора хватит? Вот и получается, у аналитиков есть что обсуждать. И обижаться тут нечего.

Внимательно читал материалы СМИ заместитель главного редактора Олег ХИМАНЫЧ