Корабельная сторона
Номер от 22 октября 2008 г.

Рыцарь без страха и упрека
С окончанием советской эпохи тема войны между «красными» и «белыми» ушла из нашего кино.

Что до советского периода, то симпатии кинематографистов были отданы «красным». Поэтому режиссер Андрей Кравчук, продюсеры Анатолий Максимов и Джаник Файзиев, можно сказать, первопроходцы: они сняли фильм об Александре Колчаке, одном из руководителей «белого» движения, который в 1918-1919 годах носил титул верховного правителя России и которого признавала таковым большая часть страны.

БЫТЬ первопроходцем и почетно, и ответственно: ты отправляешься вместе со зрителем в практически неизвестные ему просторы исторического материала, ты его проводник, в какой-то мере наставник, ты должен сдержать свои мифотворческие порывы, выбрать верный ракурс.

Ракурс фильма «Адмирал» не историческая драма, как можно было предполагать. Это любовная история, мелодрама на фоне германской и Гражданской войн.

Классическая мелодрама требовала четкости, выпуклости, даже гротеска в изображении добра и зла. Картина отвечает этим требованиям. Но то, с чем легко соглашаешься в сюжете заведомо выдуманном и условном, ощущается в реальном сюжете как нечестность, как мифотворчество. Его было предостаточно в советском историко-революционном кино, и вот оно опять, только плюсы стали минусами и наоборот. «Белые» стали еще и пушистыми, а «красные»… для них и эпитета не подберешь.

Зрителей шокируют сценами казней офицеров революционными матросами (фактически это убийства). Становится понятно, с чем решил сразиться Колчак, вступая в борьбу против большевиков. Но был же и «белый» террор, и он не показан совершенно.

Не показана и правда «красных». Внезапен переход от добросовестной матросской службы к тем самым расправам над офицерством. Причин у этих бунтов, у революции как бы и не существовало.

«Красные» даже лиц лишены. Они – многоголовая, но безликая разрушительная сила. Лица – у «белых». Это прежде всего сам Колчак, потом генерал Каппель…

Константин Хабенский сыграл рыцаря без страха и упрека. Поскольку «белого» террора в фильме нет, то и упрекнуть в нем адмирала Колчака нельзя. А его роман с Анной Тимиревой представлен так возвышенно, что определение «супружеская измена», всякие бытовые рассуждения кажутся неуместными. Рыцарь поклонялся своей даме, служил Отечеству, бросил вызов чудовищу и погиб в поединке с ним.

Когда Колчак был на флоте, все удавалось ему, все подчинялось: люди, корабли, обстоятельства. Когда он стал верховным правителем, удача изменила – и пришлось покинуть его столицу Омск, распустить охрану, сдать личное оружие…

Привычный нам в характерных, трагикомических ролях, Хабенский в этой картине играет более сдержанно, неброско, но интересно. Мощной получилась сцена ареста Колчака – вообще, актерски сильнейшая в фильме. За адмиральской сдержанностью видны и гнев, и навалившаяся на сердце тяжесть. Надел шинель – и вдруг присел: тяжесть на мгновение одолела. Рядом присела Анна, только что деловито укладывавшая вещи. За этой деловитостью – растерянность, страшное волнение, которое, когда его уведут и она побежит за ним, выльется в крик: «Я требую арестовать и меня!..» Артистка Елизавета Боярская играет Анну с поползновениями в дамский роман, однако сцена ареста и самоареста искупительна.

Нетеатрален и горек смертный час Колчака. Раздетый до нижнего белья труп тащат к иордани. Адмирала будто распинают на этом водном кресте. Глубь реки становится его могилой…

Несколько слов о Сергее Безрукове в роли генерала Владимира Каппеля. Никакой русской удали на этот раз, никакого сбивающего с ног обаяния – только подчиненность цели, слово «надо», смягченное, впрочем, приверженностью боевым товарищам и верой в них. Надо идти выручать адмирала! И Каппель во главе армии идет через морозную тайгу, и под конец впереди армии уже везут его гроб. Героика похлеще чем у Хабенского! И все равно спасение в последний момент не удается: жизнь!

Огорчило, как преподнесен в фильме муж Анны, Сергей Тимирев (артист Владислав Ветров). Понятно, что нужно было прояснить равнодушие к нему Анны, оправдать ее уход, но не такими же средствами! Монтируется момент, когда Колчак выгоняет бунтующих матросов из своей каюты: «Пошли вон!», - и Тимирев, прячущийся от матросов под мостом, трясущийся и затем, уже дома, лихорадочно собирающий чемодан, чтобы бежать. Тоже участник войны с немцами! Адмирал! Дальше – больше. Тимирев «красным» прислуживает и единственный на весь фильм получает комическую сценку – говорит уходящей от него жене: «Ну и времена! Засыпал – был муж, проснулся – уже и не муж». Некрасиво все это. Опять-таки нечестно.

Неприятно удивила самая концовка картины, отнесенная в шестидесятые годы. Разбился бокал, как когда-то, при знакомстве Колчака и Анны. В ее памяти или воображении тут же возник бал, где все ее мертвые еще живы и веселы, где к ней подходит адмирал и они кружатся в танце. Первый фильм об Александре Колчаке завершается обрушением в дамский роман. Мало того, это цитата из знаменитого «Титаника». Нужная зачем? Ради каких ассоциаций?

Помимо Джеймса Кэмерона, цитируется апостол Павел – дважды, применительно к обстоятельствам, звучит его мысль: «Теперь мы видим как бы сквозь тусклое стекло, гадательно… Теперь пребывают сии три: вера, надежда, любовь, но любовь из них больше». С этой мыслью можно подойти и к работе авторского коллектива фильма «Адмирал». История Колчака, Гражданская война в России тоже видны в нем гадательно. Но подлинно интересны сцены, где любовь к художественной правде больше.

Андрей НЕФЕДОВ

Корабль на все руки«Росморпорт» поставил перед проектировщиками и учеными цель - создать арктический линейный дизель-электрический ледокол мощностью 25 МВт, обладающий в максимальной степени вспомогательными функциями.

Заказчики хотят, чтобы будущий многофункциональный ледокол мог выполнять не только ледокольную проводку, но и буксировать крупногабаритные тяжелые морские объекты, доставлять экипажи на буровые и шельфовые платформы, работать в режиме экспедиционных судов. Для этого, в частности, ледокол должен иметь вертолетную площадку, а также спецоборудование - водолазный комплекс, малогабаритный телеуправляемый подводный аппарат, мощное крановое хозяйство, вплоть до крана грузоподъемностью 250 тонн. Кроме того, рассматривается возможность внедрения на такого рода ледоколах беспилотных летательных аппаратов.

Ярослав ВОЗНЕСЕНСКИЙ