Корабельная сторона
Номер от 22 октября 2008 г.

Моряков торопят холода
У газовиков свои планы. Поэтому растет поток северного завоза

Пятнадцатое октября считается началом осенне-зимнего периода. В середине осени в северных морях России, как правило, начинаются шторма, которые приходят сюда из Арктики и приносят первые холода. А там и до ледостава недалеко. Малый каботажный флот к этому времени обычно прекращает рейсы, а моряки других судов готовятся к работе в штормовых условиях, в туманы и в морозы.

В ЭТОМ ГОДУ плавание судов малого каботажа в середине мая открыл «Орион» - промыслово-транспортное судно (ПТС), которое отправилось с грузом продуктов на Соловки. Следом за ним с таким же грузом, но в Пертоминск, вышел другой ПТС – «Онега». Белое море к тому времени уже освободилось ото льда. В конце месяца плавание судов по снабжению приморских населенных пунктов стало регулярным. Плашкоуты «Вайново» и «Варнек» начали возить контейнера в пункты Шойна, Несь, Койда. Баржебуксирные караваны Северного речного пароходства отправились в Мезень с грузом каменного угля. С наступлением лета на рейд поселка Каменка приходили и становились на якорь танкер «Эмба», буксиры «Инженер Фадеев», «Поморье». Дальше для жителей Мезенского и Лешуконского районов груз отсюда перевозят уже речные баржи.

По программе северного завоза за лето и половину осени во все портопункты Белого и Баренцева морей доставлено дизельное топливо, каменный уголь и даже дрова, всего - более 50 тысяч тонн. Основную роль в поставках солярки жителям побережья сыграли танкеры «Орлец» и «Товра». Каменным углем при помощи плашкоутов ОАО «Арктик-рейд» и судов типа «река-море» обеспечены поморские деревни Золотица, Ручьи, Койда, Пертоминск, Долгощелье, Лопшеньга. На судах Северного речного пароходства доставлены дрова в населенные пункты, расположенные в Большеземельской тундре - Бугрино, Каратайка, Белушье, Ома.

Погрузка для геологов Варандея, Дресвянки и Нарьян-Мара производилась на районах порта Жаровиха, Бакарица и Экономия. Надо признать, что суда Северного морского пароходства, несколько лет державшие первенство на линии, практически полностью отказались от рейсов в этом направлении. С тяжелой техникой в трюмах и на палубе сюда ходят транспорты новых судовладельцев – «Севернефнегазфлот», «Транс-Норд», «Белфрахт». Причем объемы их перевозок увеличились настолько, что пришлось обращаться за помощью к речникам - Волжскому и Обь-Иртышскому речному пароходствам. Транспорты назначением на побережье Печорского моря и сейчас отправляются из Архангельска почти ежедневно.

А транспортный флот СМП осваивает новое грузовое направление. Через Байдарацкую губу Карского моря нефтяники прокладываю три нитки трубопровода. Плавучий трубоукладчик-дефендер движется непрерывно, в сутки преодолевая расстояние около одного километра. Непрерывно на грузовых судах подвозят к нему и трубы. Терминал на грузовом районе Экономия также работает без остановок. Правда, казус состоит в том, что суда под иностранным флагом везут трубы из Европы в Архангельск, здесь производится их перегрузка на российские суда. Наши правила запрещают плавание иностранцев в Арктику, а тот факт, что экипажи тех судов целиком русские, закон игнорирует.

В дальнюю Арктику с наступлением благоприятной ледовой обстановки ушли танкеры с топливом: «Индига» - на реку Яна, «Варзуга» - в Певек и Амбарчик, «Котлас» - на Диксон. Уже дважды со снабжением для полярных метеостанций в Карское море ходил дизель-электроход «Михаил Сомов». Эти суда работают на трассе Севморпути не один десяток лет. Отличие нынешнего года – открыта новая грузовая линия: осваиваемое газоносное месторождение в районе мыса Харасавей требует груза все больше и больше.

Сроки поджимают, но навигация продолжается. По данным гидрометеослужбы, льдообразование на Северной Двине начнется не раньше середины ноября, на севере Белого моря и в Печорской губе – в конце октября.

Владимир СОКОЛОВ