Корабельная сторона
Номер от 15 октября 2008 г.

Акватория «под колпаком»
Наш визит к сотрудникам портнадзора не разовая акция. Мы заинтересованы в том, чтобы читатель «Корабельной стороны» находил самую разнообразную и объективную информацию о событиях на немалой акватории двинских портов. Заинтересованность в сотрудничестве высказал и Николай Валентинович Гуринов – капитан морского порта Архангельск. Мы уверены, что такое взаимодействие будет постоянным и на пользу общему делу.

НУ А ПОТОМ на катере «Лоцман Чемакин» мы прошли от морского вокзала городским и соломбальскими рейдами и дальше – по Маймаксанскому рукаву до причалов аванпорта Экономия. Для сотрудников портнадзора проверка была плановой, для нас - ознакомительной. Впечатлений много. И от того, что мы увидели на акватории, и от того, что наблюдали по берегам.

Первый раз «Лоцман Чемкин» сбросил ход в районе, который иные знают как «холодильник» - по приметному зданию из красного кирпича, едва ли не век служившего местом выгрузки рыбацких уловов, здесь же – гавань пограничных катеров и пристань районного управления речников. Инспекторы осмотрели здесь место будущих судоподъемных работ. Во времена «перестройки» малотоннажный флот то и дело тонул. И в Архангельске тоже. Теперь, спустя более 15 лет, предстоит «чистить» акваторию от лежащих на грунте трех суденышек – чтобы не мешали подходу и швартовке.

Исторический морской центр Архангельска - Красная пристань предстала фронтом капитальных работ. Ремонту подверглась вся ее береговая линия. Это радует, как радует взор и обновленное здание Музея северного мореплавания. Картину портит лишь остов шхуны «Запад», судьбу которой уже не один год не могут решить чиновники.

Соломбала открылась панорамой «Красной Кузницы». Наш катер завернул и на внутреннюю акваторию завода – такое право у портнадзора есть. Увы, некогда крупное предприятие будто в спячке. Заказов нет, в доках всего один теплоход, и суда, как прежде, не теснятся у его причалов в ожидании своей очереди. То же запустение и на соседнем СРЗ-176, не так давно влившемся в структуру северодвинского ЦС «Звездочка».

Главный судовой ход Архангельска – Маймаксанский рукав. Здесь Двина проносит воды мимо причалов и запаней лесозаводов, основанных еще во времена Вильгельма Брандта, а в последние пятнадцать лет переназвавшихся в «акционерные общества». По их причалам, постройкам безошибочно угадывается, где жизнь наконец-то пошла на поправку, а где сохраняет приметы безысходности и социальной деградации. Подтверждений второму достаточно - рухнувшие крыши, обвалившиеся стены заводов, причалы из так называемых отходов деревообработки, почерневшие бараки и сараи, сгнившие заборы бывшего «валютного цеха» страны.

К слову, одна из бед островной части Архангельска – переправы. Они тоже вотчина инспекторов портнадзора: каково их состояние, как они оборудованы, чтобы обезопасить здесь нахождение людей…

В тот день мы завернули и в «карман» Маймаксанского СРЗ и прошлись вдоль причалов Экономии, и воспользовались возможностью пройти вдоль конгломератов производств и поселков лесозаводов № 14, 25, 26…

Так мы и шли несколько часов по главной водной улице Архангельска, чтобы оглядеть часть его порта, а получилось, картину видели шире. И вывод сделали такой: на фоне той организации и строгого порядка, что заведен и поддерживается в хозяйстве капитана порта, убогая социалка островных районов контрастирует особо.

Олег АНДРЕЕВ