Корабельная сторона
Номер от 15 октября 2008 г.

Акватория «под колпаком»
В порту должен быть порядок. За этим следит инспекция

Помнится, лет тридцать назад в курсе северного краеведения указывалось, а школьники учили, что Архангельск – второй европейский порт по протяженности причальной линии и впереди только Роттердам. Эта информация - и тут безо всякой иронии - являлась предметом нашей гордости, а убедиться в достоверности сего факта мог каждый, кто приезжал в областной центр.

CЦЕНЫ того оживленного бытия Архангельска в устьевой части Северной Двины воспеты Юрием Казаковым в «Северных дневниках». И хотя сегодня они в прошлом, торговый порт, пусть и не тем числом, все же посещают корабли, а значит, порядок на его акватории должен быть.

Главный смотритель за ним – государственная служба портового надзора.

Обыватель, не обременяющий себя широким интересом, даже не знает о существовании такого подразделения. Между тем акватория, на которой инспекторам вменяется блюсти порядок, простирается от приемного буя Архангельска, что у Мудьюга, и дальше в южном направлении, практически до Новодвинска. И порядок этот строгий – в полном соответствии с требованиями, которые предъявляются в мировой практике, скажем, к фарватеру, или как его иначе называют, судовому ходу. Здесь под контролем должны быть и глубины, и навигационное обеспечение – знаки, створы, причалы, пристани, прочие гидротехнические сооружения – все, что обеспечивает безопасное передвижение и стоянку судов в порту. Да и сами корабли и суда тоже под недреманным оком - любая судоводительская вахта обязана согласовывать любой свой маневр со службами капитана порта, а уж о том, что получать «добро» на вход и выход, и говорить не приходится.

В конце прошлой недели мы участвовали в инспекционном рейде госслужбы портнадзора. А начался он с посещения главной служебной резиденции, расположенной в центре Архангельска, на улице Карла Маркса, 6. Нас познакомили с работой диспетчеров, которые отслеживают передвижение всех судов. В помощь им не только прямая радиосвязь со штурманами, но с некоторых пор и экраны компьютеров - так сказать, акватория «под колпаком» у электроники. Здесь же, на Карла Маркса, 6, нас принял капитан морского порта Архангельск Николай Валентинович Гуринов.