Корабельная сторона
Номер от 8 октября 2008 г.

Тают, тают льдины на глазах…
Архангельск на время стал центром изучения глобального потепления. Произошло это благодаря двум экспедициям, которые недавно прибыли в город на Двине. Сначала в Архангельск «привернул» флагман отечественного полярного флота дизель-электроход «Академик Федоров». Сюда судно вернулось после завершения экспедиции «Арктика-2008».

ЭКСПЕДИЦИЯ продлилась 36 суток. За это время «Академик Федоров», выражаясь «сухопутным» языком, прошел более 13 тысяч километров. Это вдвое меньше, чем в аналогичной экспедиции, которая продолжалась 75 суток и проходила в три этапа. Тем не менее экспедиция нынешнего года была насыщена научными исследованиями и событиями. Так, была открыта дрейфующая станция «Северный полюс-36». В ее составе 18 человек.

К слову, предполагается, что в 2009 году другой флагман российского полярного флота – архангельский дизель-электроход «Михаил Сомов» доставит на остров Врангеля рабочих. Их задача – построить здесь новую полярную станцию, поскольку ныне существующая оказалась под угрозой затопления - вода вплотную приблизилась к ее постройкам.

- Мы получили возможность зафиксировать деструктивные процессы, - рассказал начальник экспедиции Владимир Соколов. - В прошлом году степень разрушения льда в Арктике была беспрецедентной за всю историю наблюдений. В текущем году этот процесс проявляется не в такой степени. Мы можем сравнивать и делать выводы…

Стоянка «Академика Федорова» в Архангельске была недолгой, судно убыло в Санкт-Петербург, чтобы готовиться к новому рейсу, уже к берегам Антарктиды. А буквально через неделю после этого Архангельск встретил еще одну научную экспедицию, теперь уже на гидрографическом судне «Яков Смирницкий».

В августе этого года на этом судне Архангельской гидробазы из норвежского порта Киркенес в Арктику ушла российско-шведская экспедиция. Задачей ее 30 участников было изучение шельфа Северного Ледовитого океана. Впервые в истории науки ученые проводили комплексные исследования - биохимические, геодезические и сейсмические - на арктическом шельфе и материковом склоне на всем протяжении Северного морского пути. Их результаты помогут выяснить, как будет изменяться климат Земли в ближайшие годы и в отдаленном будущем.

Первый комментарий дал участник экспедиции, сотрудник лаборатории арктических исследований Тихоокеанского океанологического института Дальневосточного отделения Российской академии наук Игорь Семилетов. Оказывается, в российской Арктике были обнаружены два новых района массированного выброса метана со дна моря в атмосферу – это в северной части Восточно-Сибирского моря и северной части моря Лаптевых. Из этого, говорят, можно сделать вывод: наблюдается значительное поступление парниковых газов в атмосферу.

В устьях сибирских рек «Яков Смирницкий» делал остановки. Ученые пытались выяснить вклад Оби, Енисея, Лены в общий процесс потепления климата северного полушария Земли. Ими определялась и скорость разрушения прибрежной и донной вечной мерзлоты. Ученые взяли на борт сотни килограммов проб донного грунта и морской воды, которые теперь станут предметом изучения в лабораториях.

И еще одна важная деталь. Экспедиция на «Якове Смирницком», по сути, повторила путь арктической экспедиции шведского путешественника Нильса Норденшельда на судне «Вега», который 140 лет назад впервые прошел северо-восточным проходом вдоль северного побережья Европы и Азии из Атлантического океана в Тихий. Так вот, если Норденшельду пришлось бороться с тяжелыми льдами практически на всем протяжении пути, нынешняя экспедиция прошла тот же путь без ледокольной поддержки.

Льды отступают.

Ярослав ВОЗНЕСЕНСКИЙ