Корабельная сторона
Номер от 8 октября 2008 г.

Атомное сердце «Адмирала Нахимова»
С ним работают на Севмаше. Исход операции пока неизвестен

На прошлой неделе началась выгрузка отработавшего ядерного топлива с борта тяжелого атомного ракетного крейсера «Адмирал Нахимов». Этот заказ северодвинских корабелов с полным правом можно назвать долгостроем.

КРЕЙСЕР из семьи советских атомных ракетных крейсеров появился у набережной Севмашпредприятия еще в 1999 году, следом за «Адмиралом Ушаковым» и тяжелым авианесущим кораблем «Адмирал Горшков». Тогда, вроде бы, ясно виделись их перспективы – капитальный ремонт с последующей модернизацией. Первым из кораблей был лишен перспективы «Адмирал Ушаков». Бесплодная борьба общественных организаций за сохранение ударного корабля в составе Российского флота закончилась приговором – утилизация. Историю с «Горшковым», думается, пересказывать не надо. Все это время гамлетовский вопрос «быть или не быть» витал над «Адмиралом Нахимовым». Многолетнее стояние у причальной стенки объяснялось недостаточным финансированием нужд Военно-морского флота. За эти годы материальная часть корабля не могла не обветшать. К тому же нам памятны периодические сообщения, в том числе и по центральному телевидению, о «несунах» с «Нахимова» в достопамятные времена «битвы за цветной металл». В какой степени запущенности находится крейсер сейчас, информации нет. О его будущем тоже: станет ли он на ремонт, чтобы впоследствии сменить в море аналогичный крейсер «Петр Великий», либо разделит печальную участь «Адмирала Ушакова».

Возраст корабля, к слову, не столь уж велик по «крейсерским» меркам – 20 лет, так что «Адмирал Нахимов» может подлежать модернизации. К тому же с кораблями, способными хоть что-то реально делать в море во исполнение последних правительственных амбиций, в России нынче напряженка.

В ответственной операции выгрузки ядерной зоны реактора участвуют и экипаж корабля, и специалисты Севмаша, и «ядерщики» нижегородского ОКБМ им. Африкантова. Беломорская ВМБ отрядила им в помощь свое специализированное судно.

Олег АНДРЕЕВ