Корабельная сторона
Номер от 9 сентября 2008 г.

Варяжский линкор XVII века
Размышления о музейном деле на батарейной палубе шведского корабля

Шведы гордятся своим XVII веком. И, право же, есть за что – их короли в семнадцатом столетии повелевали всей северо-восточной частью Европы. А порукой тому были их вышколенные в беспрерывных войнах армия и флот.

СТОКГОЛЬМ, 1626 год. По указу короля Густава II Адольфа голландский мастер Хибертсон руководит строительством небывалого для того времени корабля. Ему уже уготовано название – «Vasa» - по имени основателя королевской династии. Главный строительный материал - скандинавский дуб. Его требовалось много, и король разрешил рубить дубовые деревья исключительно для корпуса «Vasa». А тем, кто ослушается, – головы с плеч!

Парусник «Vasa» – представитель могучего шведского флота. Но не только по габаритам и пушечному вооружению – по роскоши кораблю тоже не было равных. 95 процентов внешней части корпуса состояло из оригинальных частей, украшенных витиеватыми орнаментами и тысячами резных деревянных фигур божеств, воинов, львов, – они олицетворяли власть и силу, должны были внушать ужас и трепет. Торцевая часть кормы в этом плане – пример искусной резьбы, а также инкрустации по дереву, общая площадь шедевра – несколько десятков квадратных метров…

10 августа 1628 года «Vasa» затонул в гавани Стокгольма, едва отойдя от причала на 400 метров. Поднявший паруса корабль был сокрушен порывами ветра – остойчивость гиганта рассчитали неверно. Это с самого начала знали мастера-корабелы, но промолчали, ведь параметры им выдал сам король, а перечить ему побоялись…

В 1961-м, то есть через 333 года после катастрофы, корабль был поднят на поверхность. Его сохранила Балтика, где из-за невысокой солености воды не заводится придонный червь-древоточец. Сегодня роскошный корабль-неудачник установлен на кильблоках в специальном здании. Точнее сказать – это внушительное здание соорудили позже, над ним. А весь комплекс называется – Музей «Vasa» в Стокгольме. Варяжский линкор XVII столетия стоит в мрачном заточении каменных стен. Приглушенный свет в главном павильоне – строгая необходимость для сохранности корпуса «Vasa» после его особой консервации. Впечатление сильное – не то грандиозная декорация фантастического театра, не то корабль-призрак из лихого столетия корсаров…

Кстати, «Черная Жемчужина» из фильма «Пираты Карибского моря» в точности повторяет «Vasa» - американцы специально приезжали в Стокгольм, перед тем как создать действующий макет главного пиратского корабля для будущей кинокартины, смотрели, изучали, вымеряли...

Все в музее продумано до мелочей. И никакого нажима на посетителя. Каждый сам выбирает, какую информацию ему нужно, в каком объеме и даже в какой форме – текст, звуковой комментарий, компьютерная графика или же видеофильм. При этом информация всегда краткая, но полная, будь то рассказ о Швеции, о ее короле или же о тех представлениях, которые имел средневековый европеец о солнечной системе, планете Земля, мореплавании и кораблестроении XVII века и, конечно, о самом паруснике «Vasa». Процедура судоподъема последнего (18 этапов) показана на специальных макетах, схемах. В той же части павильона – образцы водолазного снаряжения

60-х годов прошлого века и кустарное оборудование, каким пользовались еще в XVIII веке, когда впервые пытались обнаружить и поднять корабль. Отдельно и тоже на схемах, макетах и компьютерных экранах повествуется о технологии 11-летней консервации корпуса «Vasa». Благодаря ей теперь королевский парусник XVII века можно изучить от киля до клотика – смотровые площадки музея расположены на четырех уровнях. Обозреваема даже днищевая часть и несущие корабль кильблоки. Здесь же на индивидуальном компьютере можно попытаться самому сконструировать корабль.

Экспозиции с поднятыми с 32-метровой глубины предметами расположены по периметру парусника и также на всех четырех уровнях. Мы видим орудийные лафеты, 52 поднятые на поверхность пушки, оружие, инструмент, костюмы шведских моряков, предметы их корабельного быта.

Необычен раздел - «Люди «Vasa» - о тех, кто погиб при крушении. Водолазы извлекли их останки из корпуса, а затем археологи и анатомы провели тщательную реконструкцию тел и лиц. Делали они это по методу советского профессора Герасимова, и фазы этой технологии демонстрируются тут же, на нескольких встроенных в стену экранах. Под стеклом стендов – скелеты, а рядом - вертикальные призмы с восковыми фигурами – не отличить от живых. Комментарии примерно такие: «Густав. Моряк. Обнаружен на батарейной палубе. Возраст, рост, вес…» Жутковато, но и впечатляюще!

Но это не все. В музее представлены письменные документы, гравюры, гобелены, картины, костюмы шведских сановников и простолюдинов XVII века. В специальной комнатке с помощью стерео можно даже послушать, как звучала в том далеком столетии шведская речь…

Иными словами, в комплексе «Vasa» найдены такие формы музейного языка, где с традиционными обзорными формами сочетаются новейшие индивидуальные видео и компьютерные технологии, стереозвук, живопись, графика - сосредоточено все передовое, нестандартное и, даже решусь употребить определение, авангардное.

Ну и без коммерческой струи не обошлось – есть ресторан с блюдами средневековой шведской кухни; магазин, торгующий сувенирами, размещен в отдельном крыле здания, но так, чтобы обыватель из главного павильона обязательно попал сюда. Расчет точен: посетители идут потоком, и торгуют здесь бойко.

Дело, собственно, в том, что в музее королевский корабль присутствует лишь как исторический факт и повод. Главная же цель комплекса – представить общий срез истории Швеции XVII века с ее военными и техническими достижениями, социальной организацией, культурой и бытописанием. И цель эта достигнута посредством «Vasa» с превосходным результатом.

У древних бортов шведского флагмана, в полумраке его батарейных палуб думается и о том, что, к сожалению, создать подобный музей в России невозможно. В принципе! Причина - не отсутствие денег, на которое непременно сетуют. Проблема денег, безусловно, есть, но главный камень преткновения не они, а наши давным-давно обветшалые принципы музейного дела с его формализмом и пафосом. Под музейными сводами, образно говоря, время должно останавливаться. Для посетителя. Когда же оно останавливается в умонастроениях самих музейщиков – это беда!

Что есть у нас из того, чего нет у них? Дежурные экспозиции к текущим датам истории? Историю нашу, кстати, последние 15 лет исправно переписывали и продолжают перелицовывать на новый лад. Есть еще, как их принято называть, «плановые мероприятия по воспитанию патриотизма». От таких даже мухи на лету дохнут. В общем, если и спасают общее наше дело, то редкие энтузиасты. Как правило, за грошовую зарплату.

Об исследовательской работе в музеях, признаться, мало что слышно. Такое впечатление, ее нет вообще, в лучшем случае – это удел избранных. Сколько раз даже в лучших российских музеях доводилось слышать – у нас на хранении то-то и то-то, в наших запасниках столько-то уникальных экспонатов… Говорилось, конечно, с гордостью. Но только от кого они спрятаны? От пытливого ума? Тогда почему? И что им уготовано? Складская пыль и зубы грызунов?

Чем хороши ведомственные музеи? Тем, что во многих из них методик государственных музеев не знают и, слава богу, ими не руководствуются, не превращают музеи в чуланы, пусть по наитию, но выставляют самое ценное, интересное. Так что, образно говоря, приспело время сотрудникам государственного сектора учиться у краеведов умению работать с живинкой.

И наконец, как не вспомнить нынешний клан чиновников, приложивший властную руку к памятникам нашей истории? Если оценивать их значимость теперь дозволено бонапартикам, вроде господина Швыдкого, что же нашим потомкам останется? Конкретным и наглядным примером здесь нам, северянам, могут служить трухлявые обломки архангельской шхуны «Запад».

В минувшем июле довелось быть в Мурманске. Его называют и столицей Заполярья, и главными воротами в Арктику. Не случайно с торца здания областного краеведческого музея установлен памятник первому в мире линейному ледоколу «Ермак». Корабль - чудо мореплавания конца XIX века, был рожден дерзновенной русской мыслью. Но что представляет собой памятник? Несколько гранитных булыжников, и в центре – кусок, порядка одного квадратного метра, стального борта легендарного ледокола, с эпитафией – «Дедушке» ледокольного флота ордена Ленина ледоколу «Ермак». Благодарной памяти потомков хватило на один квадратный метр?

Путешествовал заместитель главного редактора Олег ХИМАНЫЧ. Тел. 50-80-12