Корабельная сторона
Номер от 28 августа 2008 г.

Они из Кронштадта
Драматические события вокруг единственной судоремонтной базы Балтфлота

На минувшей неделе на ОАО «Кронштадтский морской ордена Ленина завод» был уволен 681 работник. Практически весь коллектив одного из крупнейших судоремонтных предприятий ВМФ. Дальнейшая судьба подавляющего большинства из этих людей и самого предприятия неясна.

В кризисные дни гендиректор ОАО Марат Аюпов дал несколько интервью средствам массовой информации. Он особенно подробно останавливался на предыстории драмы. С его слов, она восходит к 2000 году: тогда начались особые сложности с гособоронзаказом (а по другим данным, еще сорван контракт по ремонту кораблей ВМС Алжира), люди стали покидать предприятие, и оно вскоре оказалось в состоянии банкротства. В июле 2007 года проблему попытались решить, по словам гендиректора, посредством замещения активов: вместо ФГУП «Кронштадтский морской завод ордена Ленина» было создано ОАО с таким же названием. Но Минобороны опротестовало этот шаг, и имущество завода было арестовано, указывает агентство «Regnum». «В соответствии с решением арбитражного суда я должен был передать весь имущественный комплекс ОАО обратно во ФГУП, - рассказал Аюпов. - Я выполнил это решение, но, поскольку речь шла лишь об имущественной части, никакого другого решения, кроме увольнения работников, просто не было». Аюпов видит целый ряд некорректных юридических действий властных структур в отношении завода. Так, предприятие включено в Объединенную судостроительную корпорацию (ОСК) как ФГУП, то есть как банкрот, хотя по закону банкрот реорганизации не подлежит. Затем последовало распоряжение президента РФ о выводе завода из ОСК и передаче его ВМФ, но в указ о создании ОСК изменений не внесено. В декабре 2007 года было принято решение на высшем уровне о создании на базе Кронштадтского морского завода сервисного центра по ремонту кораблей Балтийского флота, но решение это не работает: нет загрузки на 2008 год, долги предприятия растут, электроэнергия подается с ограничением.

Сейчас задолженностей по зарплате на заводе нет, по словам гендиректора ОАО. При этом долги эти удалось ликвидировать за счет сторонних заказов, так как Минобороны РФ прием заказов по основной линии заблокировало. Остальные долги предприятия, в том числе по налогам, продолжают нарастать и составляют около 200 млн рублей.

«Министерство обороны РФ, которое должно было обеспечить функционирование ФГУП, своих обязательств не выполнило, - заявляет Аюпов. – Все имущественные вопросы ОАО и ФГУП можно было решить на уровне передачи акций, однако был избран другой путь… Я считаю, нас «убили» намеренно». Профсоюзный лидер предприятия Светлана Шихова сообщает, что в отношении завода в сентябре может начаться конкурсное производство.

С другой стороны, сообщается о намерении прокуратуры возбудить в отношении самого Аюпова уголовное дело по статье 145.1 УК РФ («Невыплата заработной платы, пенсий, стипендий, пособий и иных выплат»). По данным прокуратуры, речь идет о долгах в размере 15 млн рублей. Есть данные, что к руководству ОАО подготовлено более 600 судебных исков, главным образом от работников завода.

Как сообщает «Агентство бизнес-новостей», Федерация профсоюзов считает массовое сокращение из-за взаимоотношений двух одноименных предприятий разной формы собственности незаконным и собирается подавать в суд.

На днях руководство ФГУП «Кронштадтский морской завод» пообещало трудоустроить на данное предприятие всех уволенных с ОАО. Пока лишь в устной форме.

Тем временем «Эхо Петербурга» отмечает, что земельные участки в Кронштадте в последнее время дорожают. В частности, из-за строительства там кольцевой автомобильной дороги и Западного скоростного диаметра. Дорожающие участки занимают судоремонтные предприятия…

О том, кто виноват, и тем более о том, что делать конкретно в этой ситуации, могут быть разные мнения. Но одно, кажется, ясно. Драма стала возможной именно в условиях, в которых полтора десятка лет выживает вся наша промышленность.

Станислав ЗЕЛЯНИН