Корабельная сторона
Номер от 29 июля 2008 г.

Прощай, «Золотая рыбка»!
Корабелы Севмаша передали на утилизацию один из самых знаменитых своих кораблей

Речь идет о бывшей опытной высокоскоростной АПЛ проекта 661, до сих пор не имеющей аналогов в мировом кораблестроении и получившей прозвище «Золотая рыбка» еще в период строительства.

Она создавалась по проекту 661 «Анчар» и в относительно недолгой своей службе в рядах флота имела два оперативно-тактических номера, сначала К-162, позднее К-222. Специалистам она известна еще и как первая в мире подлодка с корпусом из титанового сплава

Корабль героическими усилиями строился на Севмаше, был передан в опытную эксплуатацию в 1969-м, а вскоре экипаж его под командованием капитана II ранга Юрия Голубкова развил на мерной миле небывалую подводную скорость - 44,7 узла. Этот рекорд остается непревзойденным результатом и по сей день, в том числе американцами, которые пытались создавать подобные проекты.

Первоначально предполагалось, что после постройки «Золотой рыбки» последует серия кораблей того же проекта. Однако флот не удовлетворяла высокая шумность лодки, а также ряд тактических недостатков ее ракетного оружия. В стране было развернуто серийное строительство более дешевых и малошумных подводных лодок 670-го проекта, и затем на базе опыта, приобретенного при строительстве «Золотой рыбки», были созданы подводные лодки-истребители 705-го проекта и уникальный подводный корабль – АПЛ «Комсомолец».

В марте 1989 года «Золотую рыбку» вывели из боевого состава ВМФ, долгое время она простаивала в дивизионе кораблей отстоя Беломорской военно-морской базы и у причала Севмаша. Теперь же подлодка-рекордсмен переведена от причала Севмаша на ягринскую «Звездочку».

Ярослав ВОЗНЕСЕНСКИЙ