Издательский дом "Северная неделя" в настоящее время издает 20 газет общим недельным тиражом 679.204 экз.



Подпишись на наши газеты, не выходя из дома

Подать рекламу в газеты ИД Северная неделя

 • QR-код


 • Читать
  все комментарии

 • Архив
  новостей


 • Акция
  «Вечёрки»:
  «Победим на поле
  брани!»



 • Об издательстве
 • Наши газеты
 • Страницы
  гражданских
  журналистов

  

 • Бесплатные
   объявления

 • Реклама
 • Контакты



Пятница, 29 марта 2024 г.  ДомойПоискНаписать письмоДобавить в избранное
Корабельная сторона
Номер от 15 июля 2008 г.
Смотреть весь номер Корабельная сторона от 15 июля 2008 г. :: Архив газеты «Корабельная сторона»

СевРАО против северного Чернобыля

Версия для печатиОтправить статью другу
Наследие это реальное, опасное и масштабное, поскольку накапливалось десятилетиями в ходе пагубного противостояния века минувшего – реакторы боевых атомных кораблей, в том числе аварийные, отработавшее ядерное топливо (ОЯТ), жидкие (ЖРО) и твердые (ТРО) радиоактивные отходы. Где они и в каком состоянии сегодня? Велик ли риск экологической катастрофы? Как идет реабилитация территорий и водных пространств, где в разные годы, что греха таить, наш ВМФ оставил немало глубоких радиоактивных отпечатков?

ЭТИ ВОПРОСЫ стали темой специального журналистского семинара в Мурманске. Организовало его ФГУП «СевРАО» – подразделение Росатома, под чьим началом сегодня ведется широкая реабилитация, причем сразу в нескольких точках Кольского полуострова. По известным причинам объекты, где в ходу атомные технологии, являются строго режимными. Однако в данном случае СевРАО предоставило возможность посетить рабочие площадки, увидеть первые результаты и оценить масштаб деятельности этого гражданского ведомства в бывшей вотчине военных моряков. Грех было не воспользоваться этим приглашением, памятуя о том, что и северодвинские верфи причастны к проблемам ядерных свалок.

Время распада

Таким стал период президентства Ельцина для нашего Военно-морского флота. Флот тогда раскатывали по бревнышку, как крепкий старый дом. В частности, уже на 1995 год Россия вывела из строя 130 действующих атомных лодок, 90 из них на Северном флоте, причем 70 оказались с невыгруженной активной зоной. Столь массовый и поспешный вывод кораблей из эксплуатации без должного финансирования и технической базы породил немало чрезвычайных ситуаций. Одна из них - с хранением отработавшего ядерного топлива, жидких и твердых радиоактивных отходов. Она решительно выходила из-под контроля. Во флотских хранилищах, какие имеются в губе Андреева и Гремихе, относительно недавно в отдельных точках приборы фиксировали радиационный фон, более чем в 100 раз превышающий норму. А ведь период полураспада иных радиоактивных веществ, как известно, составляет 300-350 лет. Это ли не угроза и ныне живущим, и последующим поколениям?!

Не берусь сказать, насколько отыграл в этой ситуации чернобыльский синдром, но все, что делается сегодня для оздоровления обстановки, правомерно назвать международным проектом. В целом финансовый вклад в реабилитационные процессы делится примерно так – 60 процентов работ оплачивает Россия, 40 – иностранцы, так называемые доноры-инвесторы, деньги которым совместным решением выделили страны «восьмерки». Расчеты ведутся через Европейский банк развития. Зная о воровских повадках российских чиновников, представители доноров-инвесторов регулярно совершают инспекционные наезды на объекты вложения своих средств. Репутация у этих объектов нелестная, их порой так и называют – «объекты-страшилки» - губа Андреева, Сайда-губа, Гремиха. О губе Андреева, к слову, разговор особый и потому достойный отдельной публикации. А пока о Гремихе (по прямой это 400 километров от Мурманска) и Сайда-губе (60 километров).

Гремиханская драма

Не гремихинская, как следует из правил грамотной речи, а гремиханская. Таков местный сленг. Гремиха – особая песнь советского подплава. Были времена, этой базе и поселку посвящали восторженные поэмы, а еще чаще давали им своеобычные определения. Самое известное из них якобы придумали американцы - «осиное гнездо советских подводников», но все же, думается, авторами сей метафоры стали сами североморцы.

Сегодня Гремиха в развале и запустении – стоявшие здесь соединения атомных лодок расформированы, и целые кварталы жилых пятиэтажек поселка стоят с заколоченными окнами, а то и в полном соответствии с новой метафорой – «отгремевший Сталинград». Оставшиеся 4 тысячи жителей не дают рухнуть коммуникациям энерго- и теплоснабжения Гремихи, и порой это требует героических усилий.

Когда ельцинские «миролюбцы», иного слова не подберу, вышвырнули из Гремихи наш флот, от атомного подплава там осталось немало радиоактивной грязи - ЖРО средней и низкой активности и ТРО, хотя и меньше, чем в упоминавшейся губе Андреева, но в целом более чем достаточно. Для хранения ТРО (порядка 300 куб. метров) здесь приспособлена открытая площадка в районе сухого дока СД-10, для ЖРО (около 2 тысяч куб. метров) имеются береговые подземные емкости. В 1984-м одна из них, к несчастью, дала течь. В Гремихе хранится ОЯТ от первого поколения АПЛ, а также и от реакторов с жидкометаллическим теплоносителем (ЖМТ), какие практиковались на подлодках 645-го и 705-го проектов. Такие отходы особенно опасны. К тому же на акватории базы находятся аварийные реакторы с ЖМТ от лодок, терпевших аварии.

Любопытная деталь: поначалу западные доноры-инвесторы все разом нацелились на губу Андреева, но затем итальянцы и французы по своим соображениям пожелали работать «отдельно». Тогда-то им и предложили Гремиху. Они взялись. Сегодня уже обследована техническая зона, отремонтирован док, объекты комплекса погрузки. Усилиями того же СевРАО дело продвигается. Первые ядерные отходы для эшелона на красноярский перерабатывающий завод «Маяк» планируется отправить из Гремихи уже в октябре-ноябре этого года.

На счету коллектива местной береговой технической базы несколько уникальных операций по выгрузке активных зон из реакторных отсеков. Дело это очень ответственное, потому что чрезвычайно опасное. Счет здесь идет на каждый градус крена и на каждый сантиметр горизонтальной плоскости. А в открытом доке Гремихи, которую из-за постоянных и шквалистых ветров прозывают еще и «городом летающих собак», это, как говорится, надо уметь. И ведь сумели! В 2005-м здесь выгружали активную зону заказа 105 – головной северодвинской подлодки проекта 705, потерпевшей в 1982-м аварию реактора с ЖМТ. Главным действующим лицом этого драматического эпизода стала женщина – машинист портального крана Лариса Пояркова. Снимок заказа 105 в гремиханском доке я видел, и фото героини тоже – красавица с орденом Мужества на лацкане костюма. К слову, шестерым мужчинам, которые ассистировали Ларисе Валерьевне в тот день, также вручили награды – медали ордена «За заслуги перед Отечеством».

То, что Гремиха, образно говоря, находится на отшибе, - одна из главных проблем, и не только для СевРАО. Сообщение с Североморском и Мурманском осуществляется только морем – рейсовым пассажирским теплоходом, по крайней нужде - вертолетом. А море здесь неспокойное. Так, в день моего прибытия в Мурманск теплоход «Клавдия Еланская» около суток ждал погоды, чтобы отчалить из Гремихи. Вторая же проблема проистекает из первой – это кадровый вопрос. На работу сюда едут неохотно, хотя представители СевРАО нас уверили - на зарплату жалоб нет, она достойная.

На тверди скал

Сайда-губа – бывший рыбацкий поселок. В начале 60-х здесь базировался дивизион первых советских ракетных подлодок. Ракеты были крылатыми, а подлодки дизельными. Позже сюда пришли лодки атомные, а после ельцинского бедлама они образовали целое корабельное кладбище.

Сегодня Сайда-губе приходится выполнять роль регионального хранилища ТРО, здесь ведутся работы по строительству площадки «сухого» содержания реакторных блоков-отсеков атомных лодок. Ясно, что главный их поставщик – северодвинские верфи. Работы по сооружению площадки финансируют, в том числе, немцы.

Одно время были предложения хранить блоки в штольнях, но такой вариант не гарантирует полную изоляцию их от воды. Специалисты считают, что экологически приемлемым и экономически оправданным является длительное хранение контейнеров и блоков-отсеков в бетонированных траншеях, защищенных от атмосферных осадков. Поэтому и остановили выбор на самом безопасном способе – «сухом». На твердое основание (скальный грунт, бетон) 1-й очереди запланировано поднять порядка 120 таких блоков. Только в этом году сюда доставили и установили 20 блоков, еще 20 ждут буксировщиков на акватории СРЗ «Нерпа», часть блоков остается на плаву и в самой Сайда-губе. Однако начало их хранению на суше уже положено.

В деле одни старики

А будущее, между прочим, сулит нам новые проблемы. Например, с утилизацией атомных надводных кораблей и так называемых судов радиационного обеспечения, как военных, так и гражданских. По большому счету, технологически этот вопрос не отработан по сию пору. Это может показаться странным, поскольку утилизация более сложных по конструкции атомных лодок уже поставлена на конвейер. Если не брать в расчет тяжелый атомный крейсер «Киров» («Адмирал Ушаков»), уже приговоренный к уничтожению, резать вскоре придется и атомные ледоколы, отходившие свое, и те суда, которые служили долговременными хранилищами отходов их «ядерной деятельности». Уже окончательно выведен из эксплуатации ледокол «Сибирь», вскоре станет на прикол «Арктика», не за горами окончание ледовых битв у «Вайгача», «Таймыра», «России»... «Атомфлоту» давно пробил час распрощаться с плавтехбазой «Лепсе» 1936 года постройки, как и с переоборудованным в хранилище радиоактивных отходов «Лотта» бывшим архангельским лесовозом «Павлин Виноградов» – ему 47 лет, о пароходе-хранилище «Володарский» 1929 года постройки говорить не приходится. При этом нужно иметь в виду, что четырем спецтанкерам (ТНТ) и четырем плавмастерским (ПМ), имеющим дело с ЖРО Северного флота, как и северодвинской «Осетии», уже за 40 лет, еще одной плавтехбазе «Атомфлота» - «Имандре» исполняется 27 лет, судну радиологической поддержки «Амур» Северного флота - 21 год. Каждый из названных кораблей, старея, сам становится потенциально опасным объектом радиационной угрозы.

Кто заменит «Серебрянку»?

Танкер «Серебрянка» в Мурманском пароходстве с 1975 года. Это небольшое судно, его водоизмещение всего 4000 тонн, длина – 102 метра. Сначала танкер служил по прямому назначению, позднее – по специальному: на нем смонтировали 8 цистерн емкостью 851 кубометр и оборудование для обработки ЖРО средней и низкой активности. Поговаривают, что на сегодняшний день «Серебрянка» - единственное судно, способное транспортировать радиоактивные отходы из заполярных баз к береговым пунктам перегрузки отработавшего ядерного топлива в железнодорожные эшелоны челябинского «Маяка». Однако «Серебрянка» тоже ветеран, к тому же этот танкер лишь приспособили для неблагодарной работы, тогда как требуется специализированное судно.

Проект такого транспорта сейчас разрабатывают итальянцы, они же его и построят. Как говорят, на дело ими выделено 36,5 млн евро. У судна будет усиленный ледовый корпус – чтобы ходить во льдах. Построят спецтранспорт с тем расчетом, чтобы сначала ему поработать на Севере, а затем на Дальнем Востоке. Габариты судна пока неизвестны, разве что ширина – судно, становясь под погрузку, должно вмещаться в док Гремихи. На воду «итальянца» спустят в 2011-м, а пока радиоактивную грязь возить и возить «Серебрянке».

На дне океана

А как быть с Арктикой, районы которой в свое время стали местом захоронения радиоактивных отходов? У Новой Земли их, например, несколько - первые реакторы АПЛ К-3, К-19, К-27 и К-140, атомохода «Ленин». А еще и контейнеры ТРО в трюмах затопленных лихтеров и барж, пароходов «Хозе Диас» и «Николай Бауман»…

Кстати, топить ядерные отходы в море первыми начали не мы – американцы, и это как раз тот случай, когда дурной пример оказался заразительным. Обо всем этом на мурманском семинаре речи не велось. Вероятно, потому, что в компетенцию главного организатора встречи – ФГУП «СевРАО» этот вопрос не входит. По неофициальной же информации, варианты подъема и утилизации затопленных реакторов рассматриваются. Это обнадеживает.

Многих, разумеется, интересовали вопросы с АПЛ

К-159, затонувшей 30 августа 2003 года во время буксировки у острова Кильдин, что на самом входе в Кольский залив. Прояснить ситуацию сам Бог велел нашим военным, поскольку в свое время из их уст звучали многообещающие заявления, мол, уже есть план, уже работаем, организуем подъем… Правда, в этом году о погибшей К-159 флот помалкивает. То ли морякам сказать нечего, то ли стыдно за свою беспомощность.

Заместитель главного редактора Олег Химаныч



Поделиться с другими!
Понравилась статья? Порекомендуй ее друзьям!

Вернуться к содержанию номера :: Вернуться на главную страницу сайта





Комментарии:


Содержание номера

Постскриптум   Русский моряк и польский стоматолог  |  Русский моряк и польский стоматолог  |  Корабль из прошлой эры  |  Корабль из прошлой эры  |  Злая вода  |  Злая вода  |  Юбилей погон  |  Юбилей погон  |
Наше дело   СевРАО против северного Чернобыля  |  СевРАО против северного Чернобыля  |
Регион   Курс на Грумант  |  Курс на Грумант  |  Никто не хотел уезжать  |  Никто не хотел уезжать  |  У всех на устах  |  У всех на устах  |  Пополнение «Кальмаров»  |  Пополнение «Кальмаров»  |  В несколько строк  |  В несколько строк  |



Поиск по сайту

  

Альтернативный поиск по сайту



Главная тема
А вы, «Ясень», останьтесь…
  Планы по сдаче ВМФ АПЛ «Северодвинск» пересмотрены
Новости
 Самый добрый правозащитник    // 9 декабря, 09:32
Июль 2008
  1 2 3 4 5 6
7 8 9 10 11 12 13
14 15 16 17 18 19 20
21 22 23 24 25 26 27
28 29 30 31      
Смотреть архив полностью

Реклама

Только в печатной версии!

Северная Теленеделя
Программа тридцати телеканалов! В том числе, по просьбе читателей, «TV 1000 Русское кино», «Спорт Плюс» и ДТВ. Анонсы наиболее интересных передач и фильмов. Новости телевидения. В продаже уже со среды!

Бабьи хлопоты

Раскраска








Аудитория
нашего сайта:


Подписка

Email:    


 
«Горячая линия» для клиентов
(8-8184) 56-97-88

Сайт для женщин Дамское счастье

Яндекс.Метрика
© ООО "Издательство "Северная неделя", 2001-2010. Авторские права на код, содержание, графические элементы сайта защищены.
Использование материалов сайта разрешено только интернет-изданиям c указанием прямой гиперссылки на ту страницу сайта www.vdvsn.ru, которая цитируется. По вопросам републикации материалов в печатных изданиях обращайтесь на www.vdvsn.ru@gmail.com
Реклама в газетах: reklamsn@atnet.ru. Веб-редактор (реклама на сайте.): www.vdvsn.ru@gmail.com