Корабельная сторона
Номер от 15 июля 2008 г.

Курс на Грумант
Сейчас архипелаг патрулирует большой противолодочный корабль «Североморск», а с четверга, 17 июля, в этих водах заступит на дежурство ракетный крейсер «Маршал Устинов».

Представители флота заявляют, что «заходы боевых кораблей Северного флота в арктические районы будут осуществляться с необходимой регулярностью» и что «все действия российских боевых кораблей выполняются в строгом соответствии с международным правом». РИА «Новости» уточняет, что «главком ВМФ обещал психологически поддержать рыбаков присутствием кораблей в районе Шпицбергена во время сезона промышленного лова» в ответ на просьбу о поддержке главы Госкомрыболовства РФ. Это не случайно: в последние годы широкий резонанс приобретают инциденты, в ходе которых власти Норвегии арестовывают либо выдворяют за пределы промысловых районов российские рыболовецкие суда.

Практика военного контроля областей интенсивного рыболовства широко практиковалась в СССР, напоминает «Независимая газета». Корабли ВМФ принимали участие в учениях и тренировочных операциях различных рыболовных управлений, присутствовали во многих районах Мирового океана, где вели промысел наши рыболовецкие суда. Неудивительно, что при СССР та же Норвегия не столь открыто настаивала на своих правах. Изменилось все с распадом Союза.

Правовые проблемы вокруг наших рыбаков на Шпицбергене обозначились, впрочем, еще раньше. Во-первых, в России и Норвегии действуют различные правила ведения промысла. Во-вторых, в 1977 году наш сосед в одностороннем порядке объявил 200-мильную зону вокруг Шпицбергена рыбоохранной. Большинство стран, подписавших Парижский договор по Шпицбергену в 1920 году, не признают этого права Норвегии, сообщает «РБК». По информации «Независимой газеты», согласно Конвенции ООН по морскому праву от 1982 года даже военные корабли могут свободно перемещаться в водах Шпицбергена за пределами 12-мильной зоны территориальных вод Норвегии.

В СМИ звучат разные мнения о том, относятся ли последние события к международной проблеме разграничения арктического шельфа, богатого углеводородами. Думается все же, что мотив энергоресурсов никак нельзя сбрасывать со счетов.

Большинство политиков комментируют новость с большим энтузиазмом. А вот либеральный обозреватель Павел Фельгенгауэр считает патрулирование лишь проявлением «ура-патриотизма»: «Отправка пары патрульных кораблей ничего не изменит».

Только, может быть, в словах Фельгенгауэра на этот раз есть резон? Действительно ли наш флот представляет сейчас такую силу, с которой будут считаться?