Корабельная сторона
Номер от 8 июля 2008 г.

Деньги – ученым! А рабочим?
От основных направлений деятельности северодвинских верфей до необходимости создания отечественного беспилотного летательного аппарата морского базирования для разведки и целеуказания…

На выездном заседании Центрального правления Российского научно-технического общества судостроителей имени академика А.Н. Крылова, прошедшем в НТЦ «Звездочка», за несколько часов успели обсудить самые разнообразные вопросы.

НА импровизированной пресс-конференции участники пленума – а среди них были представители крупнейших КБ, таких как «Рубин», «Малахит», «Алмаз», – отметили значительное улучшение за последние годы положения наукоемких отраслей, имеющих отношение к судостроению. По мнению гендиректора ОАО «ЦНИИ «Курс» лауреата премии правительства России Льва Клячко, позитивную роль сыграло принятие федеральной целевой программы «Развитие гражданской морской техники на 2009-2017 годы». Программа предусматривает выделение 94 миллиардов рублей из федерального бюджета на научно-исследовательские и опытно-конструкторские разработки, развитие базы НИИ, создание новых технологий и материалов. При этом требования софинансирования менее жесткие, чем в других ФЦП, отметил Лев Михайлович: бюджет готов взять на себя не половину, как обычно, а большую часть расходов.

Правда, не все радужно, даже судя по заявлениям участников пленума. Вопросы у ученых вызывает, к примеру, тот факт, что ФЦП «Развитие гражданской морской техники…» не предусматривает инвестиций в развитие, реконструкцию и модернизацию производственных мощностей.

На пленуме имела место и некоторая дискуссия. Так, представители разработчика атомного крейсера проекта 1144 предложили в проект резолюции пленума обращение к властям с призывом законсервировать корпус предназначенного к утилизации бывшего «Кирова» - «Адмирала Ушакова» для возможной дальнейшей модернизации. Это немедленно вызвало протест со стороны корабелов Севмаша: по их словам, финансирование недостаточно даже для ремонта и модернизации однотипного «Адмирала Нахимова» - корабля, гораздо более сохранившего боеспособность. Если есть дополнительные средства, то ими лучше всего поддержать именно сохранение «Нахимова» или хотя бы разработку технологии утилизации крупных надводных атомоходов, уверены корабелы. Однако другие пункты резолюции возражений не вызвали, такие как просьба о господдержке модернизации Севмаша или о создании специализированного КБ нефтегазовой промышленности.

Алексей ЯНИН