Корабельная сторона
Номер от 17 июня 2008 г.

Дайте срок, и будет MOSS в комплекте!
Для этого нужно унять амбиции, сделать правильные выводы. А потенциал у верфи есть

Журналистам, которые не кавалерийскими наскоками, а основательно подходят к вопросам судостроения, нужно поблагодарить пресс-службу Севмаша, которая недавно предоставила им возможность отследить весь технологический цикл создания полупогружных платформ. Это новое для корабелов верфи направление.

Маршрут ликбеза начался в пролетах цеха № 7 и продолжился на подошве наливного бассейна, куда выводят крупные конструкции уже после сборки в эллинге. Запечатлеть, образно говоря, одну вторую часть строения на плаву - у достроечной стенки завода тоже была возможность. А еще и непосредственно на месте производства послушать комментарии таких всеведущих специалистов, как заместитель начальника цеха 7 Александр Гетьман и заместитель генерального директора Севмаша Валерий Бородин.

Наглядному экскурсу предшествовали два события. Первое - сдача головной платформы 19 сентября прошлого года. Второе - вывод в минувшем мае со стапеля на воду первого понтона следующей конструкции, что дает повод говорить уже о серийном производстве.

По нашей классификации проект обозначается кодом 2958, по зарубежной – MOSS CS-50 MkII. В несколько упрощенном понимании это сооружение катамаранного типа, размещенное на двух понтонах и шести колоннах. Общая масса – 15 тысяч тонн, габариты - 118х70х40 метров. В данном конкретном случае платформа строится с так называемой свободной палубой, на которой в зависимости от планов заказчика можно разместить любое оборудование, в том числе и буровое, добывающее, судоподъемное. Есть даже вариации с локационными станциями, а в случае с одним из выборгских заказов на платформе разместили… космодром.

Что такое 15 тысяч тонн? Водоизмещение приличного балкера. Но балкер, пожалуй, не оставит такого впечатления, как платформа. Внешне она массивна, но не лишена конструктивного изящества, с какого курсового угла на нее ни посмотреть, а вблизи способна вызвать если не трепет, то уважение точно. Оттого, что и стать ее, и мощь воплощены в металле.

В цехе 7 не с жестью работают и умеют не только резать и сваривать самый прочный, в палец толщиной, металл, а в буквальном смысле творить из него сложнейшие и крупногабаритные композиции. Есть такие и у MOSS. Например, так называемые К-узлы. Это конические конструкции, «плавно меняющие» свою цилиндрическую форму в прямоугольную. Для головного заказа их делали за рубежом, а для серийного – уже здесь, в Северодвинске. Этому делу научились сами. И конструкторы, и технологи, и рабочие. Научились и другому. Например, монтировать на плаву, когда в ход идут конструкции весом за 250 тонн!

И все же надо признать: в проектировании и строительстве подобных морских сооружений Россия пока заметно отстает. К слову, первая полупогружная платформа была построена в Советском Союзе в 1980 году для Каспия.Те же платформы, за которые сегодня взялся Севмаш, в общем спектре развития считаются уже шестым поколением. Запад ушел далеко вперед, а в России некоторый опыт приобрел лишь Выборг, которому, как помните, Севмаш проиграл серьезный тендер на строительство платформ. Теперь, если ставить задачу конкурентоспособности, для начала надо унять свои амбиции и сделать правильные выводы.

Впрочем, правильными должны быть и расчеты. Среди серьезных минусов Севмаша – высокие накладные затраты, среди плюсов – ближайшее расположение к району будущей эксплуатации полупогружных платформ – это арктический и приарктический шельф, включая район Штокманского месторождения, где концентрируются невиданные буровые и добывающие мощности.

Скептики говорят: головной MOSS шел очень тяжело, и чему радоваться, если основная стоимость ушла за границу, где платформу оснастят оборудованием и доведут до ума, а нам здесь досталась самая «грязная» работа? Что тут сказать? Я не припомню головного заказа, возьмем те же подлодки в лучшие для Севмаша времена, который бы дался малой кровью. Да и заявлений о том, что MOSS CS-50 на выходе из Севмаша представляет завершенный проект, я тоже не припоминаю. Второе: насколько мне известно, очень многого из того же бурового оборудования, которое предназначено для работы на шельфе, в России вообще не производят. Так ведь это следует из немощи нашей изуродованной экономики, а не отдельно взятого Севмаша. Северодвинская верфь сегодня делает в новом направлении первые шаги. Конечно, есть проблемы. Но тут, как говорится, нужен срок. А завод, нет сомнений, способен освоить и производство полноценных, или, как технически грамотно их назвать, полнокомплектных, платформ, причем не только буровых. Потенциал у коллектива есть.

Заместитель главного редактора Олег ХИМАНЫЧ