Корабельная сторона
Номер от 13 мая 2008 г.

Из дочек в падчерицы
Концерн «Океанприбор» готов поглотить «Северный рейд». Прогноз последствий

Северодвинский «Северный рейд» оказался за бортом Объединенной судостроительной корпорации (ОСК). Произошло это почти незаметно, поскольку в поднятом шуме по поводу всеобщей «холдингизации» российского судостроя все внимание сосредоточилось на проблемах Севмаша и «Звездочки». А «Северный рейд» между тем недавно был преобразован из федерального государственного унитарного предприятия (ФГУП) в ОАО, где всеми акциями владеет государство, и теперь готовится уйти под крыло питерского концерна «Океанприбор». Не по своей воле.

ПРИЗНАТЬСЯ, разговоры о том, что «Северному рейду», входившему в структуру ГРЦАС, уготована судьба дочернего предприятия сторонней организации, ходили давно, но то ли в это плохо верилось, а хорошо верилось в незыблемость ГРЦАС, то ли не до конца осознавали возможные последствия, велись эти разговоры на уровне неких слухов. А напрасно! Проект соответствующего президентского указа, как утверждает «Российская газета», уже на рабочем столе.

Последствия, если таковой будет подписан, несложно предсказать - ОСК вполне может лишиться своего основного предприятия по ремонту радиоэлектронного вооружения атомных подводных лодок. Это разрушительный удар по военному флоту страны. Выстроить картину возможных последствий пытаются и узкие специалисты военно-промышленного комплекса. Они утверждают - после поглощения питерским концерном северодвинского предприятия заниматься радиоэлектронным вооружением на новых и модернизируемых подводных лодках будет некому: страна успела успешно разбазарить способные на это предприятия в других регионах, а еще часть из них «оставил» в Украине и Грузии господин Ельцин, подписывая Беловежские соглашения.

Но ожидаемый уход «Северного рейда» в питерскую вотчину это еще и удар по Северодвинску – и для верфей, где строят и ремонтируют большинство АПЛ, и для города, где экономическая ситуация блещет разве что на длинных языках безответственных чиновников.

А вот для концерна «Океанприбор» северодвинское предприятие – более чем лакомый кусок. Судите сами. Специализация питерцев - разработка и производство новых гидроакустических комплексов для АПЛ, а «Северный рейд», работающий в связке с Севмашпредприятием и «Звездочкой», сегодня ремонтирует порядка 70 процентов всего радиоэлектронного вооружения атомных подводных лодок. Это общекорабельные и навигационные системы, акустическая аппаратура, комплексы защиты ядерных реакторов, приборы для контроля и управления «экологической обстановкой» на подлодках. В прошлом году объем производства «Северного рейда» по оборонным заказам государства превысил 800 миллионов рублей. 120 миллионов из них - это деньги, освоенные по прямым договорам, остальные – по соглашению со «Звездочкой».

Кроме того, северодвинское предприятие владеет рядом уникальных производств и технологий – от тех, что предназначены для поддержания на плаву утилизируемых подлодок, и до производства высококачественных изделий из хрусталя. Причем на все свои «новоизобретения не по основному профилю» северодвинцы имеют соответствующие свидетельства.

Вообще, иные обозреватели называют ситуацию парадоксальной – стабильному северодвинскому предприятию «предлагают влиться в концерн, который фактически является банкротом»! Оказывается, основные производственные мощности предприятий, входящих в концерн «Океанприбор», сегодня загружены не более чем на 37 процентов! По последним данным, долги питерцев превышают миллиард рублей. Из них более 250 миллионов они задолжали… «Северному рейду». Еще 170 миллионов – долг перед производственным комплексом «Ахтуба», который, к слову, уже «съеден» концерном. Ни дать ни взять получается, чудовище «Океанприбор» последовательно пожирает своих должников.

А какая перспектива? Еще одно из составляющих концерн - ОАО «Водтрансприбор». Большинство его площадей сдается в аренду коммерческим структурам. Бывшая северодвинская «Полярная звезда», которую ранее «удочерили» питерцы, сегодня влачит существование нелюбимой падчерицы - производственные площади ее сдаются в аренду, а станочный парк распродается…

Свою оценку последствиям утраты ОСК и вхождению «Северного рейда» в структуру «Океанприбора» дал Владимир Генералов - заместитель генерального директора северодвинского предприятия. По его мнению, единственный выход из ситуации - интегрирование «Северного рейда» в ОСК. В противном случае судостроительные предприятия России, собранные в корпорацию, окажутся в заложниках у всевозможных АО и ОАО, а у них главная задача вовсе не укрепление обороноспособности страны, а извлечение прибыли. Решение о создании судостроительных холдингов и корпорации в кораблестроительной отрасли правильное. Однако непонятно, почему в ОСК не были включены контрагенты, которые порой делают значительно больше, чем сами заводы. Это может привести к тому, что ситуация, сложившаяся с модернизацией бывшего авианесущего крейсера «Адмирал Горшков» на Севмашпредприятии, станет типичной для всей судостроительной отрасли России. Вспомните, в ходе модернизации авианосца предприятия-контрагенты, неподконтрольные ОСК, значительно подняли цены на свою продукцию. Результат этого известен.

Жаль, что неизвестной остается точка зрения руководства ОСК на проблему «Северного рейда». По крайней мере, до последнего времени в официальной печати она не озвучивалась. Потому и заботит вопрос - как бы не пришлось кусать локти по поводу непродуманного «удочерения».

Олег ХИМАНЫЧ