Корабельная сторона
Номер от 29 апреля 2008 г.

Жареный петух клюнул…
Поэтому нашему Севмашу могут заказать атомный ледокол?

Хотя и с очевидным опозданием, но российский Минтранс все же приступил к проектированию нового универсального атомного ледокола. На прошлой неделе об этом было сделано официальное сообщение.

ПРЕДПОЛАГАЕТСЯ, что он будет обладать мощностью 60 МВт. Технический проект корабля собираются завершить в 2009 году, сам атомоход сдать флоту к 2015 году. А дальше - до 2020 года министерство намерено заказать и оплатить строительство еще двух универсальных атомных ледоколов и одного линейного ледокола мощностью 110 МВт. Вся программа обновления российского ледокольного флота оценивается в 97 млрд руб.

Говоря об этом, здесь можно не без сарказма вспомнить народное – «жареный петух все же клюнул», так как через семь лет истечет срок эксплуатации последнего корабля советского атомного ледокольного флота.

На сегодняшний день сводная ледокольная эскадра России состоит из 38 судов, семь из которых атомные. В этом году из эксплуатации будет выведен линейный ледокол «Арктика», к 2013 году уйдут в отставку атомоходы «Таймыр» и «Вайгач», а к 2018 году у России вообще останется лишь два атомных ледокола: «Ямал» и сданный Балтийским заводом с более чем 10-летним опозданием «50 лет Победы».

Заместитель руководителя Росморречфлота Игорь Руссу сообщил, что уже завершена разработка эскизного проекта нового атомного ледокола и началась разработка технического проекта. В этом году, по его словам, также будет завершено проектирование дизельных ледоколов мощностью по 25 МВт. Их строительство начнется уже в следующем году. Всего планируется создать семь дизель-электрических и четыре вспомогательных и портовых ледокола. Обновление ледокольного флота будет осуществляться по федеральной целевой программе «Модернизация транспортной системы России». Программа рассчитана до 2010 года, и сейчас Минтрансом подготовлен проект новой программы, уже на 2010 — 2015 годы. Ее должно вскоре рассмотреть правительство.

Теперь о том, что, возможно, подсластит жизнь северодвинскому корабелу: эксперты полагают, что строительство атомоходов будет вестись на Севмаше, который скоро войдет в состав Объединенной судостроительной корпорации. Первый заместитель гендиректора ЦНИИ технологии судостроения Валерий Венков убежден, что реализация программы строительства ледокольного флота не вызовет сложностей, а строительство атомных ледоколов, скорее всего, будет вестись не на Балтийском заводе, а на Севмаше. По словам того же Венкова, в Северодвинске «уже реализуется проект расширения эллинга, что позволит строить более широкие суда». Балтийский завод, который в советские времена строил атомные ледоколы, выглядит менее предпочтительно, в том числе из-за того, что в Петербурге действуют ограничения по вводу атомных реакторов. Правда, в Объединенной промышленной корпорации воздержались от комментариев по данному вопросу.

Правда, не обошлось и без скептиков. Так, заместитель генерального директора ЦНИИ морского флота Сергей Буянов полагает, что пока говорить о строительстве ледоколов преждевременно. Процитируем его: «Еще нет конкретной программы капитальных вложений в строительство судов, существует лишь программа, предполагающая выделение средств на проектирование. Таким образом, сейчас можно говорить только о разработке проектов».

Олег АНДРЕЕВ