Корабельная сторона
Номер от 29 апреля 2008 г.

«Газпром» нам в помощь?
Северодвинск посетила делегация газового монополиста

Возглавил ее заместитель председателя правления «Газпрома» Александр Ананенков. Программа визита на Севмаш и «Звездочку» включала осмотр цехов, строящихся платформ «Приразломная» и «Арктическая», а также проведение совещания по вопросам их строительства.

ВИЗИТ высокопоставленного представителя газового концерна на наших заводах ждали с особым чувством. Заказы для «Газпрома» считаются приоритетными и едва ли не наиболее перспективными среди гражданской продукции Севмаша и «Звездочки». Однако такие события, как передача ряда заказов Выборгскому судостроительному заводу, показывают, что ситуация для северодвинских верфей осложняется.

С другой стороны, руководство верфей по-прежнему возлагает большие надежды на партнерство с «Газпромом». В частности, генеральный директор Севмаша Николай Калистратов замечает, что надеется на помощь концерна в решении вопросов с материальным стимулированием квалифицированного персонала. На «Звездочке», в свою очередь, готовы были предложить вниманию гостей масштабный – оцениваемый в миллиард рублей – проект реконструкции производства, который позволил бы осуществлять работу с секциями массой до 25 тысяч тонн и сборку их.

Александр Ананенков в комментариях был подчеркнуто дипломатичен, отдавал должное и сложности работ, и заслугам корабелов. Особо отметил он, например, «динамичность» работ на «Арктической». Говоря о «Приразломной», сказал, что по габаритам и массе сооружение не имеет аналогов в России.

- Практически это нефтедобывающий промысел, располагающий объектами бурения, добычи и хранения нефти, отгрузки сырья на танкеры, - отметил он. – Эксплуатация этого объекта на Приразломном месторождении даст старт широкомасштабному освоению шельфа России.

По оценке Ананенкова, на сегодня «Газпром» предполагает ввести в строй «Приразломную» в 2010 году. Впрочем, многие вопросы еще предстоит решить. Так, совещание на Севмаше продлилось в закрытом режиме и на несколько часов дольше запланированного. Участвовали в нем представители ЗАО «Морнефтегазпроект» (генерального проектанта) и еще ряда организаций, участвующих в реализации проекта. «Стороны договорились разработать мероприятия по ускорению строительства платформы», отмечается в официальном заявлении по результатам заседания.

В ЧИСЛЕ проблемных вопросов Александр Ананенков отмечает отсутствие в России производителей оборудования для буровых платформ. Если кессон «Приразломной» был полностью сооружен на Севмаше, то комплектация верхних строений платформы осуществляется только за счет поставок из-за рубежа. Не остались без внимания Александра Георгиевича и проблемы с подготовкой отечественных специалистов, способных строить и особенно проектировать подобные сооружения. По мнению Ананенкова, чтобы освоить запасы арктического шельфа, нужно активизировать работу с отечественными производителями и оснащать платформы российским оборудованием уже в течение ближайших трех-пяти лет. А работы на шельфе предстоят крупномасштабные. За 20-30 лет здесь нужно освоить запасы, оцениваемые в 14,5 триллиона кубометров газа, для чего концерну потребуется 30-40 морских платформ. Подрядчики для их строительства будут определяться на открытых тендерах, где критерием определения победителей будут прежде всего «уже имеющиеся результаты работы», заявил Александр Ананенков.

Однако о какой-то дополнительной поддержке наших заводов по итогам встречи говорить не приходится.

Некоторым утешением могут служить, пожалуй, лишь намеки на возможную поддержку в рамках разрабатываемой федеральной целевой программы освоения шельфа.

Справедливости ради надо отметить, что дело не только в верфях (кстати, упреки в устах представителей «Газпрома» относились ко всем отечественным предприятиям) и даже не только в состоянии всего нашего судостроительного комплекса. На Севмаше, к примеру, хотя официально и отмечают значительный – порядка десятков миллионов долларов – вклад газового гиганта в модернизацию верфи, однако в разговорах из разряда «не для протокола» порой критикуют заказчика за неопределенность и расплывчатость заданий в течение целого ряда лет, что дополнительно осложняло работу.

Евгений ЗАЦЕПИН