Корабельная сторона
Номер от 22 апреля 2008 г.

Звезда Владимира Чувакина
Не могу причислить себя к ближнему кругу знакомых Владимира Михайловича Чувакина, но мне не раз доводилось видеть его и в работе, и вне пространства верфей. Он запомнился, и, вероятно, не только мне, своей степенностью и порядочностью. Степенность была тем удивительней, что ею обладал южанин, одессит, волею институтского распределения оказавшийся в орбите северного судостроя. Порядочностью, и это подтвердят многие, он отличался от целого ряда высокопоставленных руководителей, с коими он строил корабли.

Мое знакомство с Владимиром Михайловичем состоялось вскоре после трагедии с «Комсомольцем» - уникальной атомной подводной лодкой, которую в свое время вел ответственный сдатчик Чувакин. Весной 1989-го вместе с первым командиром АПЛ Юрием Александровичем Зеленским они вместе держали оборону от тех, кто готов был свалить вину за произошедшее на северодвинских корабелов. Надо признать, это большое счастье, что в тот конкретный исторический момент сторону Севмаша заняли эти два порядочных человека... В профессиональной и человеческой судьбе инженера Чувакина были и другие корабли, но именно «Комсомолец», как мне кажется, стал и остался его звездным часом.

К сороковинам Владимира Михайловича студия «Севмашфильм» подготовила специальную работу – видеофильм. Он так и называется - «Корабли Чувакина». Режиссера Евгения Баранова и героя этой картины связывали годы совместной работы, причем таковая никогда не была кабинетной. Владимир Михайлович и Евгений Баранов работали непосредственно в море, то есть там, где сдают свой первый экзамен построенные на Севмаше подлодки. Очевидно, поэтому тема моря и стала главным стержнем этого киноповествования.

На прошлой неделе фильм был представлен Телевидением Северодвинска. Эта картина укладывается в масштаб короткометражки – профессионально скроенной и крепко сшитой. Но еще одно ее достоинство в том, что она органично продолжила идею фильма «Время Евгения Егорова», который был снят «Севмашфильмом» к столетию легендарного директора. Получается, теперь можно говорить не о единственной работе «памятно-биографического» плана, а уже о второй и надеяться, что со временем будет создана серия картин о знаменитых корабелах главной северодвинской верфи.

Фильм «Корабли Чувакина» заканчивается образным кадром: вечернее солнце, снятое с контркурса, выглядит звездой, и это усталое светило угасает за черным контуром атомной лодки, а звукоряд доносит нам вздохи волн и крики чаек. Так все и сошлось в жизни Владимира Михайловича: и звездное мгновение судьбы, и море, и корабли.

Олег ХИМАНЫЧ