Корабельная сторона
Номер от 15 апреля 2008 г.

Командир с большой буквы
Статья Олега Химаныча «Директор атомного крейсера», посвященная 70-летию Александра Сергеевича Ковальчука - первого командира атомного крейсера «Киров» и опубликованная в прошлом номере «КС», вызвала искренние отклики читателей. Первыми по электронной почте связались с редакцией «Корабелки» бывшие моряки прославленного североморского корабля, который в свое время считался флагманом всего советского ВМФ.

НЕКОТОРЫЕ из писем не лишены размышлений и большой тревоги за судьбу нашего флота.

Вот, например, сообщение Бориса Пономарева из Новосибирска: «Почему про бездарщину, которая громко провозглашает себя «певцом» или «певицей», а потом всем жалуется на трудности «профессии», знает вся Россия, а о том, что с нами уже нет доблестных людей – командиров 170-й бригады А. Стефанова, Е. Скворцова, командира и начальника штаба 7 оперативной эскадры Д. Воинова и В. Баранника, как и многих других достойных офицеров и адмиралов, знает только узкий круг профессионалов? Почему о том, что обокрали Киркорова, телевидение сообщает в каждом блоке новостей, а то, что командиру первого атомного крейсера страны исполнилось 70 лет, не интересует даже «Красную звезду»? Почему «самая полная, достоверная и оперативная военная газета МО РФ», как любит называть себя «Красная Звезда», 1 февраля не поместила ни строчки о юбилее 7-й оперативной эскадры Северного флота? Быть может, взяли под козырек «указание сверху» - забыть историю советского ВМФ? Почему Северный флот уже не называют Краснознаменным? Кто отнял у флота орден Красного Знамени?

По молодости мы посмеивались, когда Александр Сергеевич Ковальчук говорил нам, что главное в офицере – ко всему подходить с точки зрения государства. Нам же казалось: ну какой государственный подход к своим обязанностям может быть у командира группы? Время показало - наш командир прав. Нельзя стать доблестным военачальником, не вбив в себя с лейтенантской поры это понятие - «государственный подход». Нельзя стать стоящим командиром корабля, не пройдя путь от командира группы. Нельзя стать грамотным командующим флотом, не командуя соединением. Хотя, как показывает наша российская действительность, можно стать министром обороны, окончив институт торговли. И это исключение лишь подчеркивает правоту Александра Сергеевича - при отсутствии государственного подхода мы сегодня имеем то, что имеем, вернее сказать, не имеем ни кораблей, ни флота, а самое главное - потеряли золотой фонд Вооруженных сил - офицеров и адмиралов 80-х.

Мне повезло – я служил под началом Ковальчука - Командира с большой буквы! С юбилеем Вас, Александр Сергеевич! Спасибо за все, товарищ Командир!»

Еще один автор – Павел Вершинин вспоминает: «Я пришел на атомный крейсер в 85-м, когда Александр Сергеевич уже командовал 120-й бригадой ракетных кораблей. Но то, что заложил он в экипаже, всегда выделяло «Киров» среди всех остальных кораблей. Кем был Александр Сергеевич для моряков, можно догадаться, если почти в каждой каюте висела его фотография - как дань искреннего уважения. Такого невозможно добиться приказами. Ни до, ни после я такого нигде не видел. Спасибо большое, Александр Сергеевич, за всё, что Вы сделали для корабля и для флота. Доброго Вам здоровья и долгих лет».

Ярослав ВОЗНЕСЕНСКИЙ