Корабельная сторона
Номер от 25 марта 2008 г.

«Пайлот» - первый ледокол
«Первый в мире ледокол был изобретен русскими. Нельзя ли узнать подробнее об этом проекте – какой мощностью он обладал, где курсировал и, вообще, как сложилась его судьба. Андрей ПАЛИЦЫН».

Мысль о судне, которое могло бы работать в ледовых условиях, посещала многих судовладельцев, но реализовать эту идею первым попытался русский предприниматель М.О. Бритнев в 1864 году. За основу своего проекта он взял относительно небольшой спасательный винтовой буксир «Пайлот» («Pilot») – длина 26 метров, мощность паровой машины в современном исчислении 44,2 кВт. Носовую оконечность его «срезали» под углом в 20 градусов - по образцу поморских лодок, чтобы судно имело способность наползать на лед и затем разрушать его своей тяжестью. Впоследствии такую форму форштевня стали называть «ледокольной», а сам «Пайлот» сочли прообразом всех последующих ледоколов. К слову, вскоре за «Пайлотом» аналогичную форштевневую операцию проделали еще на двух буксирах – «Бой» (1875) и «Буй» (1889).

Первенец М.О. Бритнева работал в ледовых условиях весны и осени на линии Кронштадт – Ораниенбаум с 1864 по 1890 год.