Корабельная сторона
Номер от 25 марта 2008 г.

В мире с природой
Именно так веками жили поморы, убеждены северодвинские исследователи

«Экология Поморья» - такая формулировка вряд ли вызвала бы вопросы. А вот изданная недавно книга северодвинцев – доцента Севмашвтуза Валерия Лисниченко и педагога Натальи Лисниченко называется «Экология помора». Необычно, непривычно – но интересно. Убедились в этом участники презентации, организованной Центральной библиотекой имени Н.В. Гоголя.

ТЕРМИН «помор» наши исследователи понимают узко и строго: это отнюдь не все население Архангельской области, как модно считать в последние годы. Это особый

субэтнос в рамках этноса великороссов, отличающийся специфическими особенностями истории, происхождения, культуры, быта, теснейшим образом связанный с морским промыслом. На страницах книги обо всем этом говорится подробно, серьезно, хотя и вполне доступно. В поле зрения авторов – и традиционные для поморов способы промысла и иных форм хозяйствования, и обычный для наших предков рацион, и народная педагогика, и специфические особенности характера и мировоззрения. Все это и многое другое рассматривается именно с экологической точки зрения. В отдельной главе супруги Лисниченко изучили с этих же позиций наследие великого земляка – Михаила Ломоносова, и выяснилось, что экологические взгляды великого помора весьма интересны для человека начала XXI века.

Разбирают Валерий Васильевич и Наталья Борисовна и мифы о поморах, опровергают недостоверную и, по их мнению, политически «заказанную» информацию о старинных жителях беломорских берегов как о разрушителях природы. Они уверены, что поведение поморов всегда отличалось высокой степенью экологической рациональности: «Даже в самое тяжелое время… они брали от природы только самое необходимое. «На зиму», «на семью» вылавливали две-три семги и прекращали облавливать родовую семужью яму… Объяснение самое экорациональное – «все зачистить – в следующем году рыба не придет».

Может быть, радикальный гринписовец и возмутится выводами семейной пары исследователей, но их пониманию экологически рациональной модели поведения не противоречит даже пресловутая зверобойка поморов, против которой недавно у нас выступали и звезды эстрады.

Кстати, об этом шоу борцов за интересы тюленей на презентации говорилось отдельно. Во-первых, показательно, что, как выяснилось, не все приглашенные артисты понимают хотя бы разницу между бельками и белками. Во-вторых, как отметили Валерий Васильевич и Наталья Борисовна, если бы деньги, которые, судя по всему, ушли на обеспечение «звездного» десанта, были направлены на решение социальных проблем прибрежных деревень, то меньше было бы надобности в подобном промысле. В-третьих, и это главное, поморская зверобойка, так же, как и рыбная ловля, никогда не вызывала неоправданное снижение численности животных – такое, которое бы не соответствовало естественным процессам в экологических цепочках, убеждены супруги Лисниченко. Хищнический промысел с XIX века вели не небольшие поморские артели, а «пришлые», в том числе иностранные, крупные предприятия, и в неравном противостоянии им можно увидеть не только истоки современной драмы поморских общин, но и определенную их духовную победу.

Поможет ли эта победа в элементарном выживании самих поморов, покажет лишь время. Пока же стоит сказать спасибо авторам за интересную работу.

Станислав ЗЕЛЯНИН