Корабельная сторона
Номер от 18 марта 2008 г.

Падают листья. Но радиация ни при чем
В этом уверены как местные специалисты, так и столичные эксперты

Утром в минувшую пятницу прохожие на ягринских улицах могли видеть не совсем привычную и на первый взгляд даже тревожную картину: группа людей, «вооруженных» дозиметрами, тщательно производит замеры на тротуарах, у стен домов, школ и детских садов… Впрочем, на вопросы северодвинцев участники исследования давали исчерпывающие и обнадеживающие ответы.

Пешеходную гамма-съемку местности на Розовом острове проводили совместно специалисты отдела ядерной и радиационной безопасности (ЯиРБ) «Звездочки», местные активисты-экологи и гости-москвичи – эксперты Росатома и Российского Зеленого Креста. Идея такого совместного исследования появилась после прошлогодней передачи телевидения Северодвинска с участием представителей Росатома. Телефонный опрос тогда показал недоверие большинства северодвинцев к официальной, исходящей от городских и заводских служб информации об экологической и, в частности, радиационной обстановке. Потому и было решено начать совместные исследования, все участники которых действуют в одно время, на одной территории, используя каждый собственное оборудование и таким образом обеспечивая максимально объективные результаты контроля.

Протокол радиационного контроля, подписанный всеми участниками работ, - серьезный специальный документ. Однако в популярной форме основное содержание его сообщил сразу же доктор технических наук Владимир Кузнецов, директор программы по ЯиРБ Российского Зеленого Креста, член общественного совета Росатома. Ни на улицах Гоголя и Корабельной, ни в проезде Машиностроителей, непосредственно у заводской ограды, не зафиксировано ни одного участка с радиационным фоном выше природного –при том, что исследования проводились достаточно придирчиво. Скажем, на здании общежития по адресу: пр. Машиностроителей, 24, замеры делались у всех водосточных труб, где скапливаются стоки с крыши и все имеющееся неблагополучие, по идее, должно проявиться максимально. Средний показатель – 10-12, максимальный - 19 мкЗв/ч (микрозиверта в час), при признанной международными организациями норме до 25 мкЗв/ч.

ЕЗУСЛОВНО, радиационно-экологические исследования в Северодвинске должны быть продолжены, очень многое еще предстоит выяснить. Лишь некоторые темы уже сейчас можно считать закрытыми. Например, слухи о радиационной природе ненормально раннего пожелтения и опадания листвы минувшим летом. В этом вопросе Владимир Кузнецов категоричен: не было в Северодвинске катастрофы такого масштаба, которая могла бы вызвать подобный эффект. Достаточно сказать, что в этом случае не удалось бы избежать серьезных потерь среди населения. «Вы не разговаривали бы со мной и не задавали бы этот вопрос», - заметил эксперт. К тому же хвойные породы, как известно, более чувствительные к радиации, чем лиственные, стоят без видимых повреждений. Причины аномалии, по мнению Владимира Кузнецова, следует искать среди химических и биологических факторов.

В этих словах не чувствуется дежурного успокаивания. К нему представители Росатома, кажется, не склонны. К слову, помимо обследования на улицах Ягр, эксперты Росатома Владимир Кузнецов и Ольга Федорук выступили перед представителями общественности в ЦКиОМ – в помещении информационно-аналитического центра Российского Зеленого Креста. Там Владимир Михайлович, в частности, представил доклад о действующей программе развития атомной энергетики России до 2025 года. И вот среди сообщаемых им сведений есть по-настоящему тревожные. Есть и общеизвестные уже трудности, связанные, например, с износом оборудования АЭС, их устареванием. За 22 года с момента чернобыльской катастрофы на российских АЭС введено в строй лишь три новых энергоблока. Общее их число на сегодня – 31. Таким образом, цель строительства новых энергоблоков, согласно официальной позиции Росатома, - не расширение отрасли, а поддержание ее на необходимом для экономики уровне. Параллельно именно такой ввод в строй мощностей, основанных на реакторах новых, отвечающих более высоким стандартам ЯиРБ проектов и типов, позволит более эффективно решать и экологические проблемы.

Есть и те проблемы, о которых говорят реже. К примеру, по словам Владимира Кузнецова, реформируемая Россия практически лишилась известного предприятия «Атоммаш», и имеются немалые проблемы с организацией выпуска нового специального оборудования. А разве не представляют опасность кадровые проблемы ядерной отрасли? Ведь средний возраст, например, оперативного персонала Ленинградской АЭС – 52 года, а из всех молодых атомщиков – выпускников вузов прошлого года осталось работать по специальности лишь порядка 10 процентов! Эту проблему, наряду со многими прочими, активно намерено решать руководство Росатома. Кстати, хотя северодвинские предприятия не входят непосредственно в его структуру, однако тот же Владимир Кузнецов в этом месяце прочитал в Севмашвтузе 34-часовой спецкурс «Безопасность использования объектов атомной энергетики». Вероятно, с будущего года он будет вести занятия по этой дисциплине на постоянной основе. Ученый с одобрением отозвался о подготовке наших студентов, а также о том, насколько заинтересовано в подобном сотрудничестве, прежде всего, руководство «Звездочки» во главе с Владимиром Никитиным.

Встреча в ЦКиОМ была отмечена и довольно резкой полемикой Владимира Кузнецова с представителями одного из «зеленых» СМИ Архангельска и экологического движения «Этас». После выступления последних московский эксперт упрекал их в некорректном использовании фактического материала и непрофессионализме… Однако кажется все более очевидным, что представители атомной отрасли и местной общественности наконец начали взаимодействовать все более активно и конструктивно. Следующие общественные слушания такого рода в нашем городе ожидаются в конце мая – начале июня. Они будут посвящены проблемам строительства плавучих АЭС – одному из перспективных направлений развития как Севмаша, так и Росатома.

Станислав ЗЕЛЯНИН