Корабельная сторона
Номер от 12 марта 2008 г.

Радуйся, тюлень! Охоты не будет
Администрация нашей области выступила с предложением к Госкомрыболовству внести в Правила рыболовства поправки, которые устанавливали бы дополнительные ограничения добычи морских млекопитающих, а также полный запрет добычи гренландского тюленя. В официальном письме говорится: «До утверждения Госкомрыболовством запрета на добычу гренландского тюленя в Белом море требуем прекратить выдачу разрешений на добычу и отозвать выданные разрешения».

ДОПОЛНИТЕЛЬНЫМ поводом для запрета на добычу морских зверей стало нынешнее состояние льдов Белого моря – охотиться здесь стало небезопасно. Это стало ясно после изучения ледяного покрова Белого моря, и специальная комиссия приняла соответствующее решение. Запрет был введен с 1 марта.

Но как быть с поморами, для которых добыча морского зверя – сезонная работа, к тому же для многих ставшая единственным занятием, приносящим доход? В области ищут производства, альтернативные добыче белька. Председатель комитета по рыбному хозяйству Архангельской области Андрей Широких, в частности, сообщил: «В числе перспективных направлений, которые смогли бы обеспечить занятость местных жителей, - экологический туризм, строительство жилья для молодых семей, развитие рыбоводства».

В ближайшее время рабочая группа из представителей администрации области и прибрежных территорий рассмотрит первоочередные шаги по созданию производств, заменяющих промысел белька.

Однако сами поморы, проживающие в нашей области, считают, что власти региона не должны запрещать традиционный для этой малочисленной этнической группы промысел гренландского тюленя, и ссылаются в данном случае на положение Конституции РФ – «власть должна не запрещать, а защищать традиционный образ жизни поморов, которые являются коренной малочисленной общностью Севера». Администрация действовала незаконно, считают в национально-культурном центре «Поморское возрождение». Делаются ссылки на то, что по итогам всероссийской переписи населения 2002 года в графе «национальность» поморами записали себя 6575 коренных жителей Севера. Однако они не были включены в официальный перечень малочисленных народов Севера.

Правда, здесь не совсем ясно, с каких пор поморы стали национальностью. Основу поморской общности сегодня составляют те, чьи корни происходят из других районов России, Украины, Белоруссии, а также и других бывших республик Советского Союза. Вот если бы поморское население происходило из финно-угрской «чуди», которая населяла Беломорье до прихода сюда древних новгородцев, тогда все было бы логично.

Аналогичная позиция по вопросу запрета промысла у экологов: они считают, что промысел морских млекопитающих может быть оправдан только в одном случае – если его осуществляют малочисленные коренные народы Севера. Поскольку поморы к ним не относятся, значит, права на промысел они не имеют.

Александр ВЕСТНИКОВ