Корабельная сторона
Номер от 4 марта 2008 г.

Мы задолжали «Odfjell»?
СМИ продолжают комментировать разрыв контракта норвежской фирмы «Odfjell» с Севмашем. На прошлой неделе по этому поводу высказалась газета «КоммерсантЪ».

По версии газеты, которая ссылается на свой источник в Объединенной судостроительной корпорации (ОСК), судно не было достроено в срок из-за проблем с модернизацией бывшего российского авианосца «Адмирал Горшков» для ВМС Индии, поскольку значительная часть рабочих предприятия работала на этом корабле. При этом в рамках выполнения контракта Севмаш заключил кредитный договор с норвежским банком «Eksportfinans ASA», которому завод задолжал сейчас около 15 млрд рублей. Кроме того, при разрыве контракта с «Odfjell» заводу предстоит вернуть около 30 млн долларов авансовых платежей.

На Севмаше, опять-таки со слов газеты, заявляют, что готовы достраивать головной танкер за счет собственных средств и будут искать другого покупателя. Однако продавать один танкер нерентабельно, и завод, как минимум, должен будет реализовать серию в четыре единицы танкеров, чтобы расквитаться с долгами. Тот же источник в ОСК заявляет, что продать суда отечественным судовладельцам вряд ли удастся, поскольку для России такой товар слишком дорог - его рыночная цена составляет уже 70-80 млн долларов. К тому же и потребности в танкерах такого класса в России нет.

Вывод газета делает, цитируя эксперта Центра анализа стратегий и технологий Дмитрия Васильева: «Этот конфликт — типичный пример менеджмента предприятий военно-промышленного комплекса. Заказчиков соблазняют низкой ценой и после подписания контракта реально оценивают его стоимость, требуя пересмотреть сроки и дать дополнительные деньги». А научный редактор журнала «Экспорт вооружений» Михаил Барабанов добавляет: «Если военные инозаказчики по многим причинам вынуждены мириться с такой проблемой, то на сверхконкурентном гражданском рынке контракты расторгаются. Тем более что у самой норвежской компании-заказчика финансовое положение не самое лучшее – «Odfjell» закончила 2007 год с чистыми убытками в 10 млн долларов.

Александр ВЕСТНИКОВ