Корабельная сторона
Номер от 27 февраля 2008 г.

Грянул гром – с «Булавой» облом
Утверждают, при нынешних темпах работы ждать нам новую ракету 20 лет

На прошлой неделе газета «Известия» сообщила: на ближайшем заседании Военно-промышленной комиссии будет рассмотрена ситуация с новейшей российской баллистической ракетой морского базирования «Булава». Об этом же пишет и газета «Взгляд», а также ряд других изданий. Признаться, эту информацию ждали давно, и не только ракетчики, подводники, но и корабелы Северодвинска.

ПРИЧИН тому несколько. Во-первых, тех, кто оптимистически смотрит на будущее широко разрекламированного ракетного комплекса «Булава-М», наверное, уже не осталось. Разве что ее конструктор Юрий Соломонов и люди из его окружения, но это и понятно. Во-вторых, к «Булаве» напрямую и прочно «привязаны» атомные подводные ракетоносцы проекта 955, которые строятся на Севмаше. Драматические перипетии с «Юрием Долгоруким» - головным кораблем серии, кстати, прозванным в народе за поспешный вывод из эллинга «выкидышем», тоже уже стали притчей во языцех. И потом, что же теперь будет с теми подлодками, что идут у него в кильватере – «Владимиром Мономахом» и «Александром Невским»? Вопрос вовсе не риторический, поскольку корабли уже на стапеле…

Атомные подводные лодки 955-го проекта, серию которых открывает «Юрий Долгорукий», должны были стать основой нашей морской ядерной триады. Для сведения: в настоящий момент, как пишут в открытой печати, это 606 ядерных боеголовок, или треть всего ядерного потенциала России.

Трезубец Нептуна затупился

...А вот нести этот потенциал, как выясняется, через несколько лет будет некому. Уже сегодня, как заявил начальник управления боевой подготовки Вооруженных сил генерал-лейтенант Владимир Шаманов, число выходов российских подлодок сократилось на 20 процентов «из-за ухудшения технического состояния кораблей», большинство из которых построено в 1985-1991 годах.

Поэтому Военно-морской флот России вынашивал планы принять на вооружение 8 новых атомных подводных крейсеров проекта 955. Утверждалось, что эти лодки будут иметь технические характеристики и вооружение, значительно превосходящие по своим возможностям все, что было раньше в нашем флоте. Новые подводные корабли по проекту должны были вооружаться баллистическими ракетами, снаряженными разделяющимися боеголовками индивидуального наведения. Сначала предполагалось, что ими будут твердотопливные баллистические ракеты государственного ракетного центра имени Макеева – «Барк». Однако разработку их неожиданно для многих (после двух или трех неудачных пусков) прекратили. Как утверждает газета «Взгляд», «на стадии стендовых испытаний, хотя замечания специалистов по первым трем пускам имели в основном производственный характер и были вполне учтены в четвертом изделии». В общем, проект закрыли, а тематику твердотопливных ракет для подлодок передали Московскому институту теплотехники (МИТ), прежде такими проблемами не занимавшемуся. В результате на свет появилась злополучная «Булава», к тому же с заведомо худшими, чем у «Барка», характеристиками. Та же газета «Взгляд» говорит, что довести ее до летного состояния не удалось и после 12 пусков.

Недолго музыка играла…

МИТ известен как создатель ракеты «Тополь-М». Особенности ее полета - скорость и маневренность: она способна быстро ускользнуть от спутниковой разведки, а сам полет ее проходит с изменением высот и направлений. Обнаружить и перехватить ее противоракетными средствами США невозможно. По меньшей мере, так нас уверяют. Эти качества должна была унаследовать и ракета морского базирования «Булава». Больше того, ей прочили роль унифицированной – как для подводных лодок, так и для наземных пусковых установок.

Испытания «Булавы», по последним заявлениям, должны были закончиться еще в 2006 году. Помнится, поначалу «Дмитрия Донского», вернувшегося из полигона, на причале встречал оркестр Беломорской ВМБ и, чего скрывать, иные адмиралы, а также их челядь уже крутили дырки в кителях под очередные ордена. Теперь уже бывший главком ВМФ Владимир Масорин еще до испытания ракеты на максимальную дальность полета заявил о серийном производстве «Булавы» в Воткинске, где уже приступили к производству ее элементов. Однако позже, выражаясь на современном сленге, случился крутой облом: ракета не хотела лететь, а если и летела, то вовсе не туда, куда надо. В прошлом году вместо четырех испытательных пусков было проведено всего два, и оба неудачные.

Теперь в МИТ говорят, что им нужно еще не менее… 10-14 испытательных пусков, а ушлые эксперты тут же подсчитали – при таких темпах работы «Юрию Долгорукому» придется ждать свою «Булаву» не менее 20 лет! А технический прогресс, как известно, не стоит на месте, и к этому времени любая «новейшая подлодка» однозначно станет уже дедушкой (или бабушкой) флота.

Между прочим, особо язвительный обыватель уже подметил: за что бы ни брался наш вице-премьер Сергей Иванов – авиапромовский холдинг, ракетный комплекс «Булава», система ГЛОНАС, - все впоследствии имеет, скажем так, весьма сомнительный результат. И, к слову, как тут не задуматься о перспективах ОСК – Объединенной судостроительной корпорации, создание которой также курирует Иванов?

Пророки и сроки

Помнится, дело было на следующий день после неудачного запуска «Барка» с Ненокского полигона. Ракета в тот раз, насколько мне известно, не вышла на заданную траекторию и через несколько секунд после старта, по сигналу с земли, «самоуничтожилась». Взрыв был такой чудовищной силы, что на многих лестничных площадках домов в западной части Северодвинска вылетели стекла. Ударная волна впечатляющим образом прокатилась по кровельному железу всех городских кварталов, разом подняла в небо все птичье поголовье, а жильцы высоток на бульваре Строителей потом уверяли меня в том, что их дома в прямом смысле шатало…

Следующее утро в большинстве кабинетов заводоуправления Севмаша началось с обсуждения этого общегородского ЧП. Удивительное дело, все уже знали - в Неноксе запускали «Барк» и ракета не пошла…

- Вот это был фейерверк! – воскликнул один.

- А что же ты такой радостный? - заметил ему другой. - Это ведь не ракета грохнулась, а твоя зарплата…

Далеко глядел этот товарищ - были провидцы и в рядах скромных тружеников Севмаша! Действительно, вскоре тему по «Барку» закрыли. К слову, до сих пор бытует мнение, что решение это было преждевременным и чуть ли не «проплаченным» долларами США. Не берусь утверждать подобного, но после отказа от «Барка» самым естественным образом включились тормоза и у «Юрия Долгорукого». Со всеми вытекающими последствиями для обороноспособности страны, ее подводного флота, а также и северодвинских корабелов.

Сегодня «Юрия Долгорукого» с полным правом можно назвать долгостроем, ведь строится он с 1996 года. При этом мы постоянно слышим все новые и новые сроки его готовности. Вот несколько примеров. «Независимое военное обозрение» от 24 сентября 1999 года: «Спуск и сдача - 2004–2005 гг.» «Народная газета» от 2 июня 1998 года цитирует главкома Владимира Куроедова: «Сдача в 2005 году». РИА «Новости» от 21 февраля 2001 года ссылается на начальника Главного штаба Виктора Кравченко: «Лодка вступит в строй до 2005 года». ИТАР-ТАСС от 27 апреля 2005 года со словами главкома Владимира Куроедова: «Передача флоту в 2006 году». ИТАР-ТАСС от 22 декабря 2007 года с уверениями замминистра Николая Макарова: «Флот получит новую АПЛ в 2007 году».

Флот «Юрия Долгорукого» в прошлом году так и не получил. Корабль торжественно вывели из эллинга в апреле прошлого года, а на воде он оказался почти через 10 месяцев (!). Большинство обозревателей трактуют небывало длительную задержку неготовностью главного оружия крейсера – ракетного комплекса «Булава».

Что день грядущий готовит?

Относительно его специалисты пытаются строить свои прогнозы. Самый оптимистичный: ракетный комплекс все же доведут до ума, но главные характеристики «Булавы» все равно будут уступать разработкам предыдущих поколений ракет морского базирования. При этом варианте событий «Юрий Долгорукий», может быть, и будет сдан флоту в 2008-м, а скорее всего, уже в 2009 году. Если этого не произойдет, «Юрий Долгорукий», подобно «Дмитрию Донскому», станет время от времени «возить» злосчастную твердотопливную ракету в полигоны, чтобы оттуда пытаться стрельнуть по Камчатке.

Второй вариант, хотя большинство и называет его умо¬зрительным: придется срочно вернуться к «Барку». Если эта ракета пойдет и ее примут на вооружение, дело может ограничиться главным образом переустановкой пусковых шахт на лодках 955-го проекта.

Третий вариант: новые подводные крейсера вооружат модернизированным ракетным комплексом «Синева». Сейчас он составляет основу стратегического оружия Российского флота, им вооружены АПЛ проекта 667БДРМ. Известно, что в прошлом году решением правительства срок службы «Синевы» определен – до 2030 года. Однако в таком случае кораблям 955-го проекта предстоит «пойти под нож», чтобы распрощаться с одним ракетным отсеком и принять другой. Технологически такая замена займет не меньше трех лет.

Но в целом, и это подчеркивают все эксперты и обозреватели, вряд ли кто-нибудь, кроме самых посвященных в производственные и политические секреты, отважится дать точный прогноз о сроках вступления «Юрия Долгорукого» в строй.

Олег ХИМАНЫЧ