Корабельная сторона
Номер от 19 февраля 2008 г.

Все по графику. Но к графику есть вопросы
С чем встречаем профессиональный праздник, военные моряки?

Если вспомнить времена нашего относительно недавнего прошлого, то к профессиональным праздникам наших военных труженики Страны Советов обязательно готовили свои трудовые подарки. В кораблестроительной отрасли ими становились, если не новые корабли, так уж какие-то достижения или повышенные обязательства, чтобы приблизить час крещения корабля морской стихией.

ЧТО же сейчас, за считанные дни до Дня защитника Отечества? На «Северной верфи» Санкт-Петербурга готовится церемония подъема флага на головном корвете «Стерегущий». Говорят, состоится торжественный митинг с присутствием представителей высшего флотского командования, будет построение личного состава корабля, тут же - освящение флага, прежде чем он располощется на штоке.

Правда, конкретная дата события не называется, точнее, называется, но очень уж осторожно – «в конце февраля». Неуверенность в шествии «Стерегущего» со стапеля к морю чувствуется еще и в другом - этот корабль торжественно «передали флоту» еще в ноябре прошлого года, а «церемония первого подъема флага по причинам организационного характера состоится с задержкой почти в три месяца». Что за причины, не говорят – думай что хочешь.

К тому же, надо признать, и сам проект 20380 у части моряков не пользуется авторитетом – уж больно мал «Стерегущий» при чудовищной потребности нашего флота в новых кораблях, а также известных претензиях России на присутствие в Мировом океане. Иные бывалые моряки корвет «Стерегущий иначе как «катером» и не называют.

На прошлой неделе, как известно, на акваторию Севмаша был выведен подводный ракетоносец «Юрий Долгорукий», тоже, между прочим, головной корабль серии. В апреле прошлого года его вывели из эллинга, а на воде он оказался лишь через 10 месяцев. Люди задаются вопросом: бывало ли такое в истории Севмаша? Смущает их и долгострой – лодка строится с 1996 года, ее проект за это время вполне мог и морально устареть, ведь у гонки вооружений стремительный темп. Впрочем, в пресс-релизе Севмаша сообщается, что «спуск подлодки на воду ознаменовал завершение серьезного этапа работ, которые были проведены после вывода корабля из стапельного цеха. Испытания корабля и передача его Военно-морскому флоту пройдут в соответствии с генеральным графиком строительства».

Если верить сообщению сайта «Корабел.ру», то стоимость госконтракта на создание «Юрия Долгорукого» составила 23 млрд рублей, «14 из которых пошли на строительство. Объем гособоронзаказа на 2007 год на строительство этой АПЛ составляет 4,92 млрд рублей».

Отметим, не только пресса, но и аналитики после «вторичного спуска на воду» подлодки «Юрий Долгорукий» начинают задаваться вопросом: каково будущее у этого корабля, если его главное оружие – ракетный комплекс «Булава» еще не готов, а, по мнению некоторых, – «терпит крах»? Мы отслеживаем дискуссию специалистов и в ближайших номерах «КС» намерены вернуться к этой теме.

Олег АНДРЕЕВ