Корабельная сторона
Номер от 12 февраля 2008 г.

Торг уместен. После шока
Похоже, Индия смирилась с тем, что ей придется доплатить. Но не всю сумму

На прошлой неделе разговоры вокруг контракта на модернизацию Севмашпредприятием бывшего авианосца «Адмирал Горшков» получили новый импульс. Произошло это с подачи центральной индийской прессы.

К примеру, газета «Times of India» заявила, что сложившееся положение будет обсуждаться во время визита секретаря министерства обороны Виджая Сингха в Москву. Визит намечен на 19 февраля. При этом индийская сторона, по сообщению газеты, якобы не желает говорить о конкретных цифрах, но ее источники в министерстве обороны утверждают, что индийцы намерены предложить русским компромиссный вариант - доплатить 500-600 млн долларов. Всю же сумму, которую Россия предлагает доплатить – 1,2 млрд долларов - индийские специалисты по прежнему называют слишком высокой. В частности, приводится следующая цитата: «Мы понимаем, что масштабы работ по модернизации были недооценены во время подписания контракта. Но цифра в 1,2 млрд долларов слишком высока. Мы ведем переговоры с россиянами об уменьшении ее примерно наполовину».

Индийские газеты пишут, что «некоторые группы экспертов» уже находятся в России и они оценивают нынешнюю ситуацию с авианесущим кораблем как еще один пример стремления России увеличить цены в середине сроков реализации ряда крупных оборонных проектов, как уже было в случае с контрактом по самолетам Су-30МКИ.

И все же, несмотря на неприятный спор по поводу увеличения стоимости сделки, как считают обозреватели, Индия понимает, что модернизируемый в Северодвинске корабль имеет важнейшее значение для ее военно-стратегических планов - установить мощное влияние Индии в открытых водах и во всем регионе. А для этого необходимо, как минимум, иметь две действующие, опирающиеся на авианосцы боевые группировки.

Газета «Times of India» пишет, что индийская делегация, в составе которой заместитель главнокомандующего ВМС вице-адмирал Нирмал Верма, секретарь министерства обороны Прадип Кумар и генеральный директор закупки военной техники Шашикант Шарма, проведет переговоры с российской стороной, чтобы выйти на компромиссную цифру.

Нервозность во всем этом, конечно же, есть. Газеты не скрывают того, что требования России дополнительно заплатить еще 1,2 млрд долларов «шокировало Индию», как и передвижение сроков готовности этого заказа на 2012-2013 гг. Называются и причины: просчеты российской стороны из-за «отсутствия чертежей на авианосец, построенный в Украине в 80-е годы, до распада СССР».

«Исходный контракт был составлен в общей форме и детали не были проработаны, - цитирует газета «Indian Express» высказывание высокопоставленного официального представителя минообороны. - Как только работы начались, было обнаружено, что с кораблем требуется сделать гораздо больше, чем предполагалось».

В качестве примера упоминается, что вместо 700 км электрических кабелей, которые предусматривалось заменить на корабле, при детальном изучении вопроса выяснилось, что в замене нуждаются 2400 километров. На взгляд индийской стороны, просчитались россияне и подсчитывая объемы работ по реконструкции палубы и сооружению трамплина для взлета самолетов МиГ-29К. Неверно подсчитана и стоимость оснащения корабля системами ПВО нового поколения, новыми двигателями, восемью дизельными генераторами с котлами, электрооборудованием, системами связи, электротехникой, опреснителями и многим.

«Похоже, Индия примирилась с тем фактом, что ей потребуется заплатить больше за авианосец», - признает «Indian Express», но указывает, что индийская делегация «будет вести переговоры с целью снижения уровня увеличения расходов».

Газета «Statesmen», говоря об отсрочке поставки корабля до 2012 года, напоминает о выступлении в парламенте министра обороны Индии Араккапарамбила Энтони, который признался, что реконструкция и переоснащение авианосца «весьма сложная задача, из-за непредвиденных трудностей осуществление проекта может на некоторое время задержаться», хотя затем дипломатично заметил: «российские власти озабочены проблемой своевременной поставки корабля».

Олег АНДРЕЕВ