Корабельная сторона
Номер от 23 января 2008 г.

Директорский флот цеха 22
Работать в открытом море заводские моряки начали при Егорове

День 27 октября 1992 года для моряков Севмашпредприятия был особенным. От причала предприятия впервые в океанское плавание отправлялся буксир-спасатель «Евгений Егоров». До этого момента суда цеха 22 работали в основном на акватории Двинского залива, время от времени выходили и на открытый простор Белого моря. Гораздо реже были рейсы в Баренцево море. Прокладывать курс «по диагонали» через всю Атлантику – к Малым Антильским островам в Карибском море - заводским штурманам еще не приходилось. Открывался совершенно новый период в истории морского цеха Севмаша - заграничные плавания.

С ФОТОКОРРЕСПОНДЕНТОМ «Корабела» Евгением Сабировым мы поспешили на причал, где шли последние приготовления. Сами проводы мне запомнились и торжественностью, и приподнятым настроем экипажа, а сам факт, что в этот рейс ушел именно «Евгений Егоров», виделся глубоко символичным, ведь масштаб личности этого человека и всего того, что он делал, позволяет называть его первопроходцем. Это видно, в том числе, и по тем решительным изменениям, которые произошли в водно-транспортном цехе 22 с приходом директора Егорова.

В 1952 году цех обзавелся своим зданием в два этажа, появился такелажный участок. А вот сам флот заводских моряков, как говорится, желал быть лучше. Его флагманом, если так можно выразиться, считался старый речной пароход «Чумбаров-Лучинский», о котором и сейчас живы легенды – будто бы его корпус «играл гармонью», повторяя изгибы морской волны. Построили его в 1930-м в Германии, а мощность машины его составляла аж… 250 л.с.! Были еще пароходы № 6 и № 7 (200 л.с.), мотоботы «Заря» и «Волна», морские катера МК-14, «Ягры», «Слип», «Искра», разъездные «Смелый» и «Резвый», несколько барж и тендеров. В общем, все это годилось, но не для открытого моря. Для транспортировки сплавного леса на свою акваторию, а также для большинства работ в море молотовчане обращались за помощью к архангельским морякам. За «помощь», естественно, заводу приходилось раскошеливаться.

И вот в 1952 году в цехе 22 появились свои первые 500-сильные паровики – «Беломорец» и «Молотовец». Последний, к слову, заводчане построили сами, взяв чертежи и технологию у ленинградцев. Такие буксиры считались самыми современными в портовом хозяйстве страны, но на всех их не хватало. Потому и построили своими силами. В следующие годы цех принял еще один 500-сильный паровик – «Ломоносов», рейдовый буксир «Северодвинец», портальный кран «Блейхерт» (15 тонн), плавкраны №1 (30 тонн) и №2 (150 тонн), из Херсона прибуксировали мощнейший по тем временам плавучий док – 6000 тонн.

Но, конечно, самым значительным приобретением Севмаша «егоровского периода» стал дизель-электроход «Иван Плюснин» - морской буксир ленинградской постройки. На тот момент (1961 г.) приобрести такой считали за счастье многие пароходства, и, утверждают, для Северодвинска его «выбил» в министерстве как раз Евгений Павлович. Первым капитаном буксира стал Антон Михайлович Кухаркин – один из самых заслуженных моряков нашего города. В 1936-м он окончил архангельский морской техникум, работал штурманом дальнего плавания в Северном пароходстве, воевал на судах Беломорской военной флотилии – был помощником командира минного заградителя «Юшар», потом – командиром минных тральщиков ТЩ-906 и Т-888, участвовал в арктических плаваниях…

Евгений Павлович, говорят, питал особую симпатию к «Ивану Плюснину» – на нем он много раз выходил в море на испытания подлодок. На снимке Юрия Лаврова запечатлен один из таких моментов – директор Егоров и капитан Кухаркин в ходовой рубке дизель-электрохода.

Олег ХИМАНЫЧ