Издательский дом "Северная неделя" в настоящее время издает 20 газет общим недельным тиражом 679.204 экз.



Подпишись на наши газеты, не выходя из дома

Подать рекламу в газеты ИД Северная неделя

 • QR-код


 • Читать
  все комментарии

 • Архив
  новостей


 • Акция
  «Вечёрки»:
  «Победим на поле
  брани!»



 • Об издательстве
 • Наши газеты
 • Страницы
  гражданских
  журналистов

  

 • Бесплатные
   объявления

 • Реклама
 • Контакты



Пятница, 29 марта 2024 г.  ДомойПоискНаписать письмоДобавить в избранное
Корабельная сторона
Номер от 8 января 2008 г.
Смотреть весь номер Корабельная сторона от 8 января 2008 г. :: Архив газеты «Корабельная сторона»

Адмирал, в утиль и в розлив

Версия для печатиОтправить статью другу
30 лет назад на воду сошел первенец русских тяжелых атомных крейсеров

Головной корабль, который положил начало серии советских тяжелых атомных ракетных крейсеров, сошел на воду 27 декабря 1977 года. Сделали это корабелы Балтийского завода Ленинграда. От краснознаменного балтийского крейсера Великой Отечественной он унаследовал имя «Киров».

30 декабря 1980 года крейсер завершил государственные испытания и вошел в состав Северного флота. 12 апреля 1981 года на нем торжественно подняли Краснознамённый Военно-морской флаг. Еще через три года «Киров» отправился в свою первую средиземку.

Впоследствии в кильватер «Кирову» в буквальном и переносном смыслах выстроились еще два атомных крейсера того же 1144-го проекта – «Фрунзе» (1984) и «Калинин» (1996). Для Советского Союза это был факт державного значения.

«Киров» и его более молодые корабли-братья обладали сокрушительной силой: 20 пусковых установок ракетного комплекса «Гранит», зенитный комплекс «Форт» - 96 ракет, зенитный комплекс «Оса» - 40 ракет, а еще ракето-торпеды, корабельная артиллерия, свое звено палубных вертолетов, броня от 75 до 100 мм, полный ход в 32 узла…

Экипаж «Кирова» неоднократно завоевывал звание лучшего корабля Военно-морского флота по различным видам боевой подготовки. Уже в январе 1985-го его морякам был вручен вымпел министра обороны СССР «За мужество и воинскую доблесть». Это был признанный флагман советского флота, и за время не столь уж долгой службы «Кирова» на его борту побывали многие представители руководства и военного командования нашей страны, а также и главы зарубежных государств.

Грянула перестройка, страна ударилась в пацифизм. Президент и правительство готовы были расцеловать каждого иностранца, кто похвалит их за любовь и верность идеалам демократии. С той поры океанский флот России и оказался в пасынках. В 1992 году крейсер «Киров» переименовали в «Адмирала Ушакова». Кому и когда пришла в голову мысль дать новое имя умирающему кораблю, надеюсь, когда-нибудь да станет известно, но, как выясняется сейчас, уже в тот момент некоторым из российских флотоводцев было очевидно – кораблю вынесен смертный приговор. Правда, тогда это называлось по-другому - капитальный ремонт.

Уже много лет тяжелый атомный крейсер «Адмирал Ушаков» - «Киров» буквально прикован к одному из причалов северодвинской «Звездочки». О его ремонте речь уже не идет, корабль будет утилизирован. Неясен только вопрос, кому предстоит раскошелиться на это дорогостоящее «удовольствие» - российскому бюджету или же тем странам, чьи корабли числились в вероятных противниках краснознаменного «Кирова».

Промыслом Божьим

В 2004 году к лику православных святых был причислен великий русский флотоводец Федор Федорович Ушаков. Такое решение принял Архиерейский собор Русской православной церкви. С той поры его церковный «титул» звучит так: Святой праведный адмирал.

Историки утверждают - Федор Ушаков за всю свою морскую карьеру адмирала не проиграл ни одного боя, не потерял ни одного корабля, и такое трудно не назвать настоящим чудом. Не потому ли мало кто из потомков объяснял его редкостную военную удачу не иначе как помощью Божией.

Канонизировать Федора Ушакова в России решали в течение почти 10 лет. Все спорили: с одной стороны - великий флотоводец, Родину любил, благочестивый христианин, но с другой - нигде в мире к лику святых не причисляли профессиональных военных. В итоге решили, что святой лик он все-таки заслужил.

Между прочим, в глухой ярославской деревне Бурнаково, где родился Федор Ушаков, знают только речку Жидогость. Черного моря большинство нынешних жителей в глаза не видели, а уж тем паче в XVIII веке. Правда, в деревне растет трехсотлетний дуб. Возможно, что подросток Федя Ушаков мог по нему лазать...

Будущий адмирал сначала окончил Морской шляхетный кадетский корпус и в числе четырех лучших был произведен в гардемарины. А еще через 20 лет его направили строить новый Российский флот - Черноморский. И это было началом его славной карьеры.

У стен Санаксарского монастыря, что в нынешней Удмуртии, адмирал Федор Ушаков провел последние годы жизни. Взошедший на престол император Александр I к флоту относился весьма прохладно, и по большей части из-за этого знаменитый адмирал вынужден был уйти в отставку. По свидетельствам современников, жил он почти отшельником, всегда подавал нищим милостыню и много молился.

Следует оговориться, что первый раз Федора Ушакова канонизировали еще в 2001-м. В Санаксарском монастыре состоялась пышная церемония, но тогда он был признан церковью только местночтимым святым.

Задолго до этого, если точно, то в 1944-м, были учреждены военный орден Ушакова двух степеней и медаль, к слову, наиболее авторитетные среди моряков. Именем Федора Ушакова называли населенные пункты, улицы, астрономы даже нарекли его именем одну из малых планет, и, конечно же, носили имя адмирала русские корабли.

О кораблях, носивших имя адмирала, речь особая. Таковыми были броненосцы и крейсера до 1917 года и позднее, уже в советское время.

Не помогли ни Дума, ни Совет

В разгуле так называемой «перестройки», в 1992-м, имя великого флотоводца присвоили тяжелому атомному ракетному крейсеру «Киров». Но скорее не из уважения к Федору Ушакову. Кое-кому уж очень не терпелось вычеркнуть из современной истории имя большевистского вождя ленинградской партийной организации. Правда, в данном случае из-за невежества новоявленных идеологов России вышла определенная промашка, ведь атомный крейсер в свое время назвали не в честь Сергея Мироновича Кирова – лидера питерских большевиков, а в память о первом крейсере советской постройки, который носил имя «Киров» и чей экипаж отважно защищал Ленинград от фашистов. В общем, как говорится, вместе с водой выплеснули и ребенка.

Правда и то, что счастливой судьбы у атомного «Адмирала Ушакова» не сложилось. В 1997-м согласно совместному распоряжению начальника вооружения Вооруженных сил РФ, главкома ВМФ и министра экономики из-за отсутствия денег на ремонт корабль приговорили к утилизации. Эту кончину признали безвременной, поскольку срок службы «Адмирала Ушакова» истек бы лишь в 2010 году. Поэтому не все с произошедшим согласились. Сначала Государственная дума 13 января 1999-го приняла соответствующее постановление, а затем и Совет Федерации 14 октября того же года откликнулся постановлением, которое так и называлось – «О сохранении в боевом составе Военно-морского флота тяжелого атомного ракетного крейсера «Адмирал Ушаков». Все тщетно! Видно, Государственная дума и Совет Федерации не те властные органы, к которым прислушиваются власть предержащие. Атомный ракетный корабль отправили в утиль. При этом даже не задумались, что раскромсать на металл такой крейсер – тоже проблема.

О пользе и вреде переименований

Говоря о судьбе «Кирова» - «Адмирала Ушакова», хочется сделать небольшое отступление от главной темы.

Еще через несколько лет после вывода атомного крейсера из состава действующих кораблей властные тугодумы из Главного штаба ВМФ России не нашли ничего лучшего, как за неимением крупных кораблей в составе флота переименовать в «Ушакова»... эсминец «Бесстрашный», что с завидной поспешностью и сделали, опять же игнорируя и традиции, и мнение моряков.

Во-первых, был в истории нашего флота заслуженный русский эсминец «Бесстрашный». Зачем же надо было его заслуги перечеркивать заслугами адмирала? Во-вторых, эсминец все-таки не того ранга корабль, чтобы именовать его по фамилии самого прославленного русского флотоводца. Под такую честь, а это на самом деле великая честь, эсминец просто классом не вышел. Этот факт, мне кажется, заставляет задаться крамольной мыслью: видимо, нашим многочисленным адмиралам больше нечем заняться, кроме замены букв на фальшбортах еще уцелевших кораблей.

Девятого декабря прошлого года чудачества паркетных российских флотоводцев имели продолжение. Теперь уже и эсминец Северного флота «Безудержный» они переименовали в «Гремящий». Давайте же подумаем, а стал ли наш флот в результате этого сильнее? Понятно, что для Северного флота название «Гремящий» святое, его в разные времена носили три боевых корабля. Но очевидно и другое - по всем понятиям достойней, если бы прославленное в боях и походах имя присвоили новому кораблю. Но нет новых кораблей у России!

По инерции или же по злому умыслу флот наш по-прежнему движется гибельным курсом, который проложил для него президент Ельцин. По-прежнему на русских верфях ничего солидного для флота России не строится. Вот для Китая, Индии эсминцы и фрегаты русскими верфями поставлены на поток. Для себя же мы строим, да и то в единичных экземплярах, всякую прибрежную мелочь, которую бывалые моряки советской поры иначе как «катерами» и не называют.

Реки словоблудия

Бывшая гроза морей - изувеченный и разграбленный мародерами атомный крейсер «Адмирал Ушаков», на бортовой стали которого по-прежнему проступает яркая надпись – «Киров», доживает свой век у причала северодвинского предприятия «Звездочка». К большой радости откровенных недругов России.

А в самой России в изобилии водочной продукции, которой в буквальном смысле упивается бывшая морская держава, есть и водка «Федор Ушаков» с изображением нашего канонизированного национального героя-адмирала на бутылочной этикетке. Деталь эта жестокая, похабная, но вполне отражающая процветающий в России нравственный беспредел:

Текут по стране раздольные вино-водочные реки. А с высоких трибун вот уже шестнадцать лет все текут и не иссякают реки словоблудия о возрождении флота Российского.

Олег ХИМАНЫЧ



Поделиться с другими!
Понравилась статья? Порекомендуй ее друзьям!

Вернуться к содержанию номера :: Вернуться на главную страницу сайта


  




Комментарии:


Содержание номера

Постскриптум   Злая вода По тонкому льду  |  Кузница петровских кадров  |  В доме погоды – торжество  |  Город был юным, об атомных бомбах не думал…  |
Из века в век   Адмирал, в утиль и в розлив  |
Регион   Возвращение Масорина  |  «Зачерпнул» воды на повороте  |  Вторая жизнь адмирала Захарьина  |  Вот где собака зарыта…  |  Готовимся к выселкам  |  Главный штаб: все отлично!  |  «Инженер» повысил статус  |  «Пантера» еще вернется  |  В несколько строк  |



Поиск по сайту

  

Альтернативный поиск по сайту



Главная тема
А вы, «Ясень», останьтесь…
  Планы по сдаче ВМФ АПЛ «Северодвинск» пересмотрены
Новости
 Самый добрый правозащитник    // 9 декабря, 09:32
Январь 2008
  1 2 3 4 5 6
7 8 9 10 11 12 13
14 15 16 17 18 19 20
21 22 23 24 25 26 27
28 29 30 31      
Смотреть архив полностью

Реклама

Только в печатной версии!

Северная Теленеделя
Программа тридцати телеканалов! В том числе, по просьбе читателей, «TV 1000 Русское кино», «Спорт Плюс» и ДТВ. Анонсы наиболее интересных передач и фильмов. Новости телевидения. В продаже уже со среды!

Бабьи хлопоты

Раскраска








Аудитория
нашего сайта:


Подписка

Email:    


 
«Горячая линия» для клиентов
(8-8184) 56-97-88

Сайт для женщин Дамское счастье

Яндекс.Метрика
© ООО "Издательство "Северная неделя", 2001-2010. Авторские права на код, содержание, графические элементы сайта защищены.
Использование материалов сайта разрешено только интернет-изданиям c указанием прямой гиперссылки на ту страницу сайта www.vdvsn.ru, которая цитируется. По вопросам републикации материалов в печатных изданиях обращайтесь на www.vdvsn.ru@gmail.com
Реклама в газетах: reklamsn@atnet.ru. Веб-редактор (реклама на сайте.): www.vdvsn.ru@gmail.com